Выберите канал

Выберите канал

Популярные
Кино
Спорт
Познавательные
Развлекательные
Детские
Музыка и мода
Новостные
Белорусcкие
Российские
Каналы МТИС
Каналы "Космос ТВ"
Каналы ZALA
Каналы "Телесеть"
Каналы "Аксиома-Сервис"
Каналы "НТВ Плюс"
Каналы "Триколор ТВ"

Подписки

Новости
Беларусь
За рубежом
Кино
Техника
Коммуникации
Спорт на ТВ
Спутниковые новости

Афиша Беларуси
Форумы по теме
реклама
реклама
реклама

Техника


Совсем недавно все говорили о создании революционно новой технологии телевидения высокой четкости HDTV (High Definition Television), обеспечивающей повышенную разрешающую способность изображения, состоящего из 1050х1250 строк (в отличие от 525 строк для NTSC и 625 для PAL/SECAM). Теперь же формат HD уходит в прошлое, так и не успев проявить свои возможности, и уступает место качественно новому стандарту телевещания Super Hi-Vision.

Еще в начале года японская корпорация телерадиовещания Nippon Hoso Kyokai (NHK) представила свою разработку — 3D-телевидение. Ноу-хау конструкторов заключается в использовании технологии интегрального изображения, которая по­зволяет получить трехмерную картинку в 33 Мпикс ежесекундно. «Пиксели — это название ячеек, каждая из которых имеет определенный цвет. Именно из них и состоит изображение на экране. Поэтому чем больше совокупность пикселей, тем насыщеннее цвета и четче изображение», — рассказал РБК daily кандидат технических наук, доцент МАТИ им. Циолковского Владимир Кузькин.

В основе нового механизма лежат десятки тысяч тонких линз, расположенных в определенном порядке. Каждая такая линза сфокусирована на определенном ракурсе снимаемого объекта, а сверхчувствительный датчик изображения фиксирует отражаемые световые лучи. Затем полученное изображение анализируется и создается трехмерная картинка. Подобную технологию в NHK пытались наложить на формат HD, однако на выходе получалось либо большое размытое изображение, либо четкая, но маленькая картинка. Даже специально созданная камера для реальной трехмерной записи 3D HDTV с разрешением 410 тыс. пикселей при частоте кадров 59,9 Гц не смогла обеспечить высокого качества изображения. Тогда японцы решили отказаться от базы HD и разработать более мощный формат. Результатом этих исканий и стал проект Super Hi-Vision, который настроен на передачу изображения с небывалым разрешением 7680x4320 пикселей, что в 16 раз превосходит разрешающую способность аппаратуры класса Full HD (1920x1080). Например, если формат HDTV дает угол развертки 30º с расстояния 3 м, цифровое телевидение — 55º с расстояния от экрана 1,5 м, то новая технология Super Hi-Vision всего в 75 см от экрана позволяет увидеть картинку, развернутую на 100º. Значит, система HDTV способна охватить всего треть картинки, помещающейся на носителе SHV. Таким образом, на одном экране Super Hi-Vision может поместиться 16 картинок HDTV. «Переход на новые цифровые системы распространения телесигнала — это насущная необходимость сегодняшнего дня. Процесс внедрения идет сейчас практически во всех странах мира, — рассказал РБК daily доктор технических наук, профессор, генеральный директор научно-производственной фирмы НИИР-КОМ Виктор Дворкович. — Нынешняя аналоговая система вещания уже несовременна. К тому же помимо лучшего качества цифровое вещание и более экономично для вещателей».

Естественно, такое высокое разрешение не может быть обеспечено стандарт­ными камерами, поэтому специалисты компании Micron Technology уже разработали прототип сенсора для видеокамеры Super Hi-Vision. Демонстрируя мощность сенсоров, изобретатели разместили SHV-камеру на расстоянии 3 м от стенда с газетой. Изображение, появившееся на мониторе, без труда позволило присут­ствующим прочитать газетный текст. С такой задачей ни одна из существующих систем справиться не в силах. Пока прототип сенсора Super Hi-Vision передает только монохромное изображение. Но, добавив к механизму видеокамеры еще три аналогичных сенсора, по одному на красный, синий, зеленый и дополнительный зеленый для эффективного удваивания изображения, разработчики планируют устранить этот недостаток. «К полноцветным относятся типы изо­бражений, способные задействовать не менее 16,7 млн оттенков. Для сравнения: цветовое пространство нормального человека содержит примерно 7 млн различных валентностей, и только после специальной тренировки мы сможем различать до 15 тыс. оттенков», — пояснил Владимир Кузькин.

Главная проблема, по мнению специалистов Nippon Hoso Kyokai, заключается в том, что внедрение технологии Super Hi-Vision требует модернизировать всю систему телевизионных сетей. Передача изображения с разрешением 7680х4320 пикселей требует пропускной способности канала 24 Гбит/с, и даже если сжать картинку до максимально возможных 128 Мбит/с, сигнал все равно в шесть раз превысит максимальную пропускную способность HD-сетей. «Говоря о системе Super Hi-Vision, нужно понимать, что речь идет о далеком будущем, — отметил Виктор Дворкович. — Пока же наиболее важной задачей для России является внедрение цифрового телевидения стандартной и высокой четкости DVB, цифрового радиовещания в диапазонах длинных, средних и коротких волн DRM. Важной задачей является внедрение вместо FM-вещания отечественной принципиально новой аудиовизуальной информационной системы, которая даст возможность принимать цифровые сигналы практиче­ски в любых условиях — в машине, в горах, в лесу. Такая система позволит стандартной полосе частот одного канала передавать до 15 программ стереовещания либо телевизионную программу со стереозвуком». Однако в NHK уверены, что уже к 2015 году система Super Hi-Vision будет распространена повсеместно.

ЕКАТЕРИНА ЛЮЛЬЧАК