Выберите канал

Выберите канал

Популярные
Кино
Спорт
Познавательные
Развлекательные
Детские
Музыка и мода
Новостные
Белорусcкие
Российские
Каналы МТИС
Каналы "Космос ТВ"
Каналы ZALA
Каналы "Телесеть"
Каналы "Аксиома-Сервис"
Каналы "НТВ Плюс"
Каналы "Триколор ТВ"

Подписки

Новости
Беларусь
За рубежом
Кино
Техника
Коммуникации
Спорт на ТВ
Спутниковые новости

Афиша Беларуси
Форумы по теме
реклама
реклама
реклама
реклама

Кино


29 октября в минском кинопрокате выходит российский мультфильм «Крепость: щитом и мечом» об осаде Смоленска польско-литовскими войсками в 1609 году, в котором осаждающие выступают злодеями. Журналист TUT.BY обратился к историку, чтобы узнать, корректно ли преподносится тема мультфильма, а также к директору «Киновидеопроката», чтобы разобраться, стоит ли рассматривать мультфильм с идеологической точки зрения или это просто художественный вымысел.

Фото с сайта kinopoisk.ru

В описании мультфильма говорится, что польско-литовские войска взяли в осаду Смоленск, но русский гарнизон во главе с воеводой Михаилом Шеиным готов держать оборону до конца. Смоленск — главная крепость на пути захватчиков к Москве, и его нельзя сдавать без боя. Об этом знают даже дети.

Мальчик Сашка лепит самодельные бомбы из теста и колдует в защиту города — вызывает на помощь царя с огненным щитом и пламенным копьем. Пока волшебный царь не пришел, Сашка и его друг Федор просятся в помощники к воеводе. Им предстоит разрушить коварные планы польского короля Сигизмунда Третьего и справиться с нечистой силой, которая по ночам бродит по осажденной крепости.

Сценарий к мультфильму написал Александр Боярский, который также является автором сценария мультфильмов о трех богатырях: «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Илья Муромец и Соловей Разбойник» и «Три богатыря и Шамаханская царица» студии анимационного кино «Мельница».

Вот как прокомментировал TUT.BY идею мультфильма сценарист, продюсер
фильма Александр Боярский:

— В истории России, как и в истории многих других стран, много и
трагических, и героических страниц. Вместе с тем какие-то события широко
известны всем, а воспоминания о некоторых, и при этом не менее
драматичных, не столь популярны по разным причинам. Нам захотелось взять
такой эпизод и на его основе сделать фильм не только о войне, о
столкновении и защите, а о человеческих отношениях в экстремальной
ситуации, о каких-то простых, понятных и близким всем чувствах. При этом
мы постарались сделать увлекательной приключенческую линию фильма и
добавить комедийные элементы.

По его словам, информацию для написания сценария брали в
основном из исторических хроник, а в основе сюжета лежит оригинальная
история.

Редактор портала «Историческая правда», кандидат исторических наук Игорь Мельников высказал свое мнение о том, почему российские мультипликаторы обратились к теме российско-польских войн, и восстановил для TUT.BY хронологию событий начала XVII века и смены власти в Смоленске. Об истории борьбы за Смоленск в разные периоды истории Мельников упомянул в своей книге "Граница под Заславлем 1921-1941 гг.". Книга посвящена ХХ веку, но там говорится и о древних границах Беларуси, в том числе и о Смоленщине.

По его словам, Смоленск исторически был пограничным городом между ВКЛ и Московской державой. В XII веке на смоленских землях было удельное княжество, но с XIV века эти территории были в составе ВКЛ.

— С этого времени начинается расцвет Смоленска и близлежащих земель. Там начало развиваться белорусское летописание. Именно здесь были созданы Смоленская хроника, Белорусско-литовская летопись 1446 года, Радзивилловская летопись.

В начале XVI века Москва в очередной раз пошла на литовские земли. В результате кровопролитной войны между ВКЛ и Московской державой, которая продолжалась 10 лет (1512−1522 гг.), Смоленск отторгли от ВКЛ. В начале XVII века в Московском государстве началась «смута». Этим решили воспользоваться в Речи Посполитой (союзной державе, в которую входило ВКЛ и Королевство Польское). В войне с Россией в 1609—1618 гг. участвовали 12 пехотных рот войска ВКЛ, а также украинские части.

— Называть эти части «польскими», как говорится в фильме, неграмотно. Первыми к Смоленску подошли не польские части, а литвины — отряды под командованием гетмана ВКЛ Льва Сапеги.

Фото с сайта kinopoisk.ru

— Осада города продолжалась несколько лет, и в 1611 году он был возвращен в состав земель ВКЛ. Кстати, после освобождения Смоленск получил Магдебургское право. Через 20 лет, в 1632 году, российские войска вновь штурмовали Смоленск и в результате очередной войны в 1654 году захватили город. С тех пор Смоленск входил в состав Российской империи.

В 1918 году большевики декларировали создание Белорусской советской республики, в состав которой входила Смоленщина, однако в конце концов город остался за РСФСР.

Фото с сайта kinopoisk.ru

Обращение российских мультипликаторов к этой теме сегодня не случайно, считает историк, так как в российских медиа из Европы и США активно формируется образ врага. Для этого часто используются и исторические мотивы, говорит Игорь Мельников.

— Для Беларуси проблема в том, что эта борьба задевает и нас, ибо соседи пытаются вмешиваться в нашу национальную историю, навязывая нам свои взгляды. Такой мультфильм по-своему гораздо более опасен, чем полнометражный блокбастер, ибо он тиражирует мифы про «собирание русских земель» и «враждебный Запад» в умы подрастающего поколения россиян. Это чистой воды идеология, — убежден историк.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

TUT.BY обратился к директору «Киновидеопроката» Василию Коктышу с вопросом, не повлияет ли на самосознание детей представление в качестве злодеев предков, которые жили на нынешней территории Беларуси.

По мнению Коктыша, мир стал другой, и запрещать фильмы, считает он, нет смысла, так как это только привлечет к ним повышенное внимание, а найти в интернете их не составит большого труда. Тем более через два месяца мультфильм «Крепость» покажут и по телевидению.

— Кто нам запрещает снимать собственные фильмы о нашей истории? Все снимают патриотические фильмы. На любой фильм можно навесить ярлык, но это же не документальное кино, а художественное. Дети смотрят мультфильмы беспристрастно и не приписывают им смыслов, какие видятся взрослым. Мультфильмы развивают креативное мышление, ребенок смотрит картинку и не думает ни о поляках, ни о русских, ни о белорусах, если ему не подсказывать, что думать. Мы-то знаем, что Деда Мороза нет, а нужно ли нам рассказывать об этом детям? Не надо топтать детскую душу взрослыми интерпретациями. Нельзя преждевременно учить детей взрослой жизни.