Выберите канал

Выберите канал

Популярные
Кино
Спорт
Познавательные
Развлекательные
Детские
Музыка и мода
Новостные
Белорусcкие
Российские
Каналы МТИС
Каналы "Космос ТВ"
Каналы ZALA
Каналы "Телесеть"
Каналы "Аксиома-Сервис"
Каналы "НТВ Плюс"
Каналы "Триколор ТВ"

Подписки

Новости
Беларусь
За рубежом
Кино
Техника
Коммуникации
Спорт на ТВ
Спутниковые новости

Афиша Беларуси
Форумы по теме
реклама
реклама
реклама
реклама

Кино


Марина Латышева,

Фильм "Высоцкий. Спасибо, что живой" Петра Буслова по сценарию Никиты Высоцкого готовили очень основательно. Снимали пять лет. Были какие-то бешеные рекламные ходы, азартные ожидания публики по поводу исполнителя главной роли (из-за грима, превращавшего актера в двойника его героя, что-то угадать по трейлерам трудно, авторы же молчали, как рыба), вдохновенные интервью участвовавших в съемках, да и премьеру обставили с большим чувством. По итогам язвить не хочется, хочется расстраиваться.

1979 год. В Узбекистане местный кагэбэшник (Андрей Смоляков) выдавливает из администратора Ташкентской филармонии (Дмитрий Астрахан) фамилии и названия коллективов, которым тот устраивал левые концерты. Администратор с перепугу лепечет "Высоцкий", и лицо чекиста натурально озаряется счастьем (в этот момент его даже солнечные лучи освещают) — замаячила перспектива громкого дела. Москва дает отмашку раскручивать историю, чтобы перед Олимпиадой-80 и массовым приездом в советскую столицу иностранцев (и иностранных журналистов в том числе) заставить знаменитость попридержать коней и лишнего публично не говорить. Потом приезжает почти обессиленный Высоцкий, вместо Парижа и важного лечения выбравший жаркий Узбекистан и выступления. В гостиничном люксе после передозировки морфием он переживет клиническую смерть. Что, конечно, скажется и на сопровождавших его товарищах, и на стучащем администраторе из филармонии, и на сотруднике КГБ.

Видно, что люди искренне старались. Все эти клетчатые пледы, джинсы, батники, магнитофоны, московские дворы, Калининский проспект без посторонних иномарок — вроде все из эпохи. И актерские работы замечательные. Кто-то отмечает блеснувшего в актерском амплуа режиссера Астрахана, кто-то — всегда качественную Оксану Акиньшину в роли подруги Высоцкого, кто-то — неожиданно справившегося с серьезным образом Ивана Урганта (друг Высоцкого). Но не исключено, что как раз пиетет и придыхание, с которым все делалось, пошли фильму во вред.

Да, есть проблема грима, сделавшего героя мертвенно-страшным. Лицо в этом гриме порой не двигается, вся нижняя часть будто парализована. А с определенных ракурсов вообще смотрит с экрана кто-то другой. Может быть, это, наоборот, проблема восприятия, эдакий "эффект двойника". То есть страшно именно потому, что грим делает чье-то лицо слишком впечатляющей копией лица всем известного. Но в любом случае еще страшнее Высоцкий вышел драматургически. Он не только выглядит не вполне живым, но и не живет в сюжете, парит где-то отдельно от всех остальных, действие происходит словно за его спиной, даже камера его как-то избегает.

Потому нет тут ничего похожего на историю создания известного стихотворения (которое он напишет в финале фильма на распотрошенной пачке "Мальборо"), резкую иллюстрацию болезненного процесса творчества, печальный рассказ о том, чего стоит писать настоящие стихи. Да и слишком уж непропорционально всему предшествовавшему подан такой финал.

Это даже интересный, логичный подход — снять фильм о свободе, которую знаменитый актер и поэт распространял вокруг себя, сфокусироваться не на нём, а, допустим, на республиканском чекисте, в порыве уничтожившем важные бумаги, или даже на трусливом филармонисте, с отчаянным скандалом и танцем с дымящейся урной (то горят корешки билетов левого концерта), преодолевшем свою трусость. Но концентрация неживого мешает воспринимать эту свободу от внешней системы и от собственных страхов как что-то пусть трудное, но естественное для человека. И вот это очень страшно.