реклама
Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами


Спустя год после премьеры полнометражного фильма «Адмиралъ» на Первом канале начался показ его 10-серийной версии. О том, чем телеэпопея отличается от картины, режиссер Андрей Кравчук и исполнители главных ролей рассказали "Теленеделе".

Первую серию телевизионной версии исполнители главных ролей и другие члены съемочной группы проекта «Адмиралъ» посмотрели все вместе в одном из московских кафе на большом экране. Это была идея Елизаветы Боярской (Анна Тимирева).

Сериал Адмиралъ

— За год, прошедший после премьеры фильма, я поняла, как сильно соскучилась по проекту, — призналась «ТН» актриса. — Ведь мы посвятили ему почти два года жизни: пробы, съемки, премьера, встречи со зрителями в разных городах России. Я обзвонила коллег — Костю Хабенского (Александр Колчак), Сережу Безрукова (Владимир Каппель), Аню Ковальчук (Софья Колчак) и многих других — с предложением собраться. Воспоминаний накатила масса! Выхода телевизионной версии я ждала с нетерпением. Ведь я так и не посмотрела ее полностью! Сериал — это уже другая история, более глубокий пласт работы. Полнометражный фильм предельно сжат и насыщен событиями, в него не вошло многое из того, что хотелось бы включить. Например, у моей героини есть сын Володя — в фильме зрители его не видели, а ведь это важная веха в жизни Анны! А вот в телеэпопее появляется большое количество важных героев и сюжетных линий, хотя время действия то же — с 1914 по 1920 год.

Сериал Адмиралъ

Сцену обстрела миноносца «Сибирский стрелок» немецкой эскадрой снимали в Севастополе. Корабль Колчака восстановили по старым чертежам

Сериал Адмиралъ

— На роль Колчака Хабенский пробовался два месяца, — говорит режиссер Андрей Кравчук. — Думаю, мы не ошиблись в выборе

Я не раз повторяла, что для меня съемки в «Адмирале» — самая знаменательная работа. Например, я до сих пор ношу серебряные сережки с гранатом и обручальное колечко своей героини. Это не подлинные украшения, но они мне очень дороги.


Отпуск в китайской деревне

— В фильме сделан акцент на истории любви Колчака, но при этом в нем нет постельных сцен, кто-то, помнится, даже был разочарован этим, — улыбается Елизавета. — Могу обрадовать зрителей: в телевизионную версию вошла очень красивая интимная сцена между Тимиревой и Колчаком. Был в их жизни маленький кусочек безмятежного счастья, когда Анна приехала к Колчаку в Харбин и они провели отпуск в маленькой китайской деревне. Специально для съемок этого эпизода в Подмосковье построили домик, стилизованный под китайский. В кадре одеждой мне служит только простыня, норовящая соскользнуть.


Любовный четырехугольник

По словам режиссера Андрея Кравчука, Константин Хабенский пробовался на роль целых два месяца.

— Меня смущало, что я заметно моложе Александра Колчака в тот период, — рассказал «ТН» актер (в фильме адмиралу 44 года, Хабенскому — 36). — К тому же я еще не играл подобных ролей. Это был действительно стержневой, цельный человек. Но нас в меньшей степени интересовал исторический персонаж, нам важен был живой человек.

— Мне хотелось, чтобы в моем фильме Колчака сыграл именно Кос­тя Хабенский, — признается Андрей Кравчук. — Он настоящий интеллигент, обаятельный, ироничный человек с очень умными глазами. Думаю, в итоге мы не ошиблись в выборе. В телеверсии зрители увидят Колчака — не только как адмирала, верховного правителя, научного исследователя, но и как простого человека, который хотел обычного житейского счастья. Кстати, над воссозданием истории об адмирале в двух наших параллельных проектах трудились разные драматурги. Сценарий для полнометражного фильма писал Владимир Валуцкий, а для телевизионного сериала — Зоя Кудря. В многосерийном варианте акцент будет сделан на образовавшийся между героями любовный квадрат — Александр Колчак, его супруга Софья, Анна Тимирева и ее муж Сергей Тимирев, которого играет Владислав Ветров.


Соперница — Родина

— Я искренне восхищена работой Анны Ковальчук в этом фильме и — чисто по-женски — ее мудрой и достойной героиней Софьей Колчак, — продолжает Боярская. — Конечно, трактовать сложившуюся в жизни адмирала любовную ситуацию можно по-разному. Мы не брались детально воссоздавать историческую правду в этой части, все-таки у нас не документальный фильм. Со стороны ситуация действительно может показаться двусмысленной: Александр Васильевич до конца жизни был женат на Софье, но последний отрезок ее провел с любимой женщиной Анной. При этом не переставал переживать за жизнь жены и сына, тяготился сложившейся ситуацией и не скрывал этого от Тимиревой. В этом была его честность и порядочность. Но и моя героиня никогда не оказывала давления на любимого, не требовала развода — она счастлива просто иметь возможность быть с ним рядом. Задумайтесь, ведь это в принципе нетипичная история любви, ничего подобного я лично не встречала. Но, как говорит моя героиня, у Колчака была и третья любимая женщина — Родина, и ей он тоже был предан до конца. И Софья, и Анна мирились с этой «соперницей».


Хирург для Безрукова

— Когда мне говорят о том, что Безруков излишне пафосно сыграл генерала Каппеля, сподвижника Колчака, я возражаю: поймите, герой таким и был! — продолжает Кравчук. — Это был уникальный человек: мог ночь напролет кутить с солдатами, а наутро свежим и бодрым повести армию в бой. Он был фанатично предан Родине. Сережа прочитал огромное количество мате­ри­алов о своем герое. Приезжал на съемочную площадку и предлагал: «А давай еще вот эти слова включим!» И очень переживал, что многие важные моменты, раскрывающие характер его героя, не вошли в фильм. Зато они будут в телеверсии. Конечно, одной из самых сложных сцен в эмоциональном плане стала ампутация ног его героя. В январе 1920 года, выводя войска из-под Красноярска к Байкалу, Каппель провалился в полынью и обморозил ноги. А поскольку началась гангрена, их ампутировали прямо в пути. То, как Каппель проваливается в полынью, мы снимали зимой под Коломной. Сергею в самом деле пришлось постоять в проруби. А вот ампутацию мы снимали уже летом под Истрой в специально выстроенной деревенской избе. На съемках сцены ампутации присутствовал настоящий хирург, он детально рассказывал Сереже, как распространяется гангрена, как производится ампутация и что человек при этом чувствует. И Безруков очень четко все уловил и передал. В те дни стояла невероятная жара, так что сопутствующие лихорадке пот, озноб и ощущение духоты Сергею особо воображать даже не пришлось.


Жизнь без игры и блефа

Сергей Безруков признался «ТН», что до съемок практически ничего не знал о генерале Каппеле.

— В детстве я смотрел знаменитый фильм «Чапаев» и страшно переживал за красных, когда каппелевцы предприняли психическую атаку, — говорит Сергей. — Черные мундиры с аксельбантами, знамя с черепом и костями — белые шли на чапаевцев, дымя сигарами… Но, по свидетельству историков, ничего подобного на самом деле не было. Каппель и Чапаев не сталкивались на фронтах. И форму каппелевцы носили совсем другую. Дело было в издержках советской пропаганды и таланте режиссеров братьев Василь­евых, чей художественный вымысел стал фактом истории для нескольких поколений.

Читая материалы о Каппеле, я, по сути, открывал для себя этого человека и искренне им восхищался. Потомственный военный, он всю жизнь отдал служению России. Во время Гражданской войны красные арестовали его жену и шантажировали генерала: мол, если он не сдастся в плен, ее расстреляют. Ответ Каппеля звучал примерно так: «Расстреливайте. Жена, как и я, считает величайшей наградой умереть за Родину. А вас я как бил, так и буду бить!» А еще меня потрясло, как во время одной офицерской вечеринки Каппель с горечью произнес: «Господа, я с прискорбием сообщаю, что сегодня мы украли один день у России». Ему было неприятно осознавать, что в этот день он не сделал для Родины ничего полезного. Он был искренним, без игры и блефа.

Имя Каппеля, которого современники считали новым Наполеоном, в советские времена не только опорочили, но и стерли из истории в буквальном смысле. Его захоронили в Харбине рядом с православной церковью. Но по приказу КГБ могилу уничтожили, сровняли с землей. Однако три года назад были обнаружены схемы, по которым его останки удалось найти и перевезти в Россию. Теперь его прах покоится в Москве, на территории Донского монастыря.

Сцену смерти Каппеля мы играли в павильоне, выстроенном у дома № 5 по Донскому проезду. В разгар съемки меня осенило: это же сов­сем рядом с новой могилой генерала! И перезахоронение-то произошло всего лишь месяц назад! Аж мурашки побежали по телу. Вряд ли это было случайным совпадением. Скорее предначертание свыше.