Выберите канал

Выберите канал

Популярные
Кино
Спорт
Познавательные
Развлекательные
Детские
Музыка и мода
Новостные
Белорусcкие
Российские
Каналы МТИС
Каналы "Космос ТВ"
Каналы ZALA
Каналы "Телесеть"
Каналы "Аксиома-Сервис"
Каналы "НТВ Плюс"
Каналы "Триколор ТВ"

Подписки

Новости
Беларусь
За рубежом
Кино
Техника
Коммуникации
Спорт на ТВ
Спутниковые новости

Афиша Беларуси
Форумы по теме
реклама
реклама

Кино


Зачин у картины «1814», чье название произносится на английский манер «Восемнадцать — четырнадцать», довольно рискованный. В Царскосельском лицее на занятиях по химии кудрявый парнишка, воспользовавшись тем, что наставник отвернулся, засыпает в колбу с жидкостью порошок. За этим следует небольшой взрыв, и пожилой учитель с укоризной произносит две фамилии — Пущин и Пушкин. После чего зритель, встрепенувшись при упоминании «нашего всего», настороженно ждет продолжения.

Пущин и Пушкин тем временем в компании прочих соучеников ведут себя так, как и полагается мальчишкам, самому старшему из которых исполнилось 18, а самому младшему — 14. Волочатся за служанкой княгини Волконской, называя ее сладкой булочкой. Играя в прятки, горланят по-французски, за что получают выговор от графа Аракчеева, наведавшегося в лицей, чтобы в очередной раз убедиться, что на многие вольности учителя во главе с директором Малиновским смотрят сквозь пальцы. Юный Пушкин, которого товарищи кличут Обезьяной, ночью громко кричит и мечется в бреду, отвлекая внимание следящего за учениками дядьки Фрола. Друг Пущин попросил его об этой услуге, чтобы отлучиться на свидание к той самой служанке. Однако, прибежав на условленное место, находит пассию с перерезанным горлом. С такой же травмой, несовместимой с жизнью, обнаруживают чуть позже и фаворитку графа Толстого, крепостную актрису Дуняшу, и безвестную женщину, и даже кучера. В лицей прибывает следователь с «кучерявой» фамилией Борзюк. А ученики все больше распускаются, пьют ром и рисуют карикатуру на государя-императора. Директор лицея найден мертвым. На его место назначают полковника Фролова, обещающего выжечь всякое вольнодумство «каленым железом».

Создатели картины сильно рисковали, скрестив в одном пространстве историю о царскосельском душегубце и юных годах будущих поэтов и декабристов. За прошедший год зрители насмотрелись столько нескладных вариаций на тему российской истории, что одно упоминание об очередном фильме на заданную тему могло бы вызвать мандраж. Но «1814» вызывает чувства обратные. Да, при появлении на экране Федора Бондарчука в роли графа Толстого на ум приходит неизящное слово «впарить». Да, сопровождающее финальные титры техно с вкраплениями цитат из фильма на фоне отсмотренного кажется моветоном. Да, в конце картины баланс между детективом и буднями лицеистов нарушается. Развязка загадочного сюжета выходит и вовсе не блестящей. Но на это можно закрыть глаза, если верить, что сюжет действительно основан на реальных событиях, и вспомнить, какой высоты планку взяли создатели в самом начале.

В этом фильме Алексей Гуськов выдает натурального Скалозуба, с трудом связывая слова и приказывая сечь, топить и убирать с глаз долой. Богдан Ступка, Александр Лыков и прочие являют собой великолепный образец русской интеллигенции, а Юрий Ицков, кажется, в прошлой жизни был Аракчеевым. В затылки взрослым звездам дышит такая молодая шпана, что, попади она в правильные руки, даст прикурить всей поросли из «9 роты». Если в начале актеры Степан Балакшин, Иван Макаревич и прочие неуверенно произносят непривычные слова «извольте»и «дуэль», то потом входят в раж и на одном дыхании разыгрывают настоящих аристократических отпрысков. Сцена первых любовных приключений Пушкина и Горчакова снята так, что ее не стыдно показать детям — и в то же время она и мертвого поднимет. Сам же Пушкин в исполнении Стаса Белозерова получается настолько дерзким, темпераментным и харизматичным, что хочется воскликнуть: «Ай да сукин сын!» и перечесть «Евгения Онегина».

Однако самое поразительное заключается в том, что режиссер Андрес Пуустусмаа, возможно, сам того не желая, сделал то, чего не удавалось многим с фамилиями более русскими и более весомыми. А именно: снял очень правильное патриотическое кино без всякого пафоса. «1814» напоминает о том, что были у русских и изящные манеры, и изящная словесность, и такое понятие, как «честь дворянина». И что стремиться к этому приятнее, чем к грубости и «албанскому». Возможно, фильм производит такой эффект потому, что создатели сделали ставку не на русских офицеров, которые, как нам недавно сообщили, бывшими не бывают, и не на сотрясающие воздух крики «За Отчизну всех порву!». А на Александра Сергеевича Пушкина, ценность действительно вечную.

АЛИСА КУРМАНАЕВА - RBC daily