реклама
Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами


Николай Щетько,

В очередном интервью по понедельникам (в этот раз – по техническим причинам без видео) мы побеседовали с представителями руководства компании "Космос ТВ" о повышении цен, охвате и развитии этого оператора кабельного ТВ/интернета.  
 
На вопросы TUT.BY отвечали главный инженер компании Константин Росса и заместитель генерального директора по коммерческим вопросам Дмитрий Смирнов. 
 
– На ТИБО вы демонстрировали сервис для просмотра ТВ (в том числе HD-качества) через интернет. Но в Сети уже достаточно много сервисов, которые позволяют смотреть телевизор... Чем ваш лучше?

Константин Росса: У нас качественный по наполнению и по трансляции HD-контент, такого вы нигде не найдете. Операторская услуга отличается от того, что мы видим в интернете, именно качеством сервиса. Мы оптимизируем сервис под нашу сеть, чтобы изображение и звук были качественнее и подстраиваем качество канала в соответствии с текущей пропускной способностью сети.
 
– Как это будет выглядеть в коммерческом виде?

– Мы моделировали услугу будущего. Нас интересует мнение абонентов и особенности их восприятия. Это пока не коммерческая услуга. 
 
– И как её восприняли абоненты? 

– Им очень нравится, что при наличии Wi-Fi из любой точки квартиры можно посмотреть любой телевизионный контент, причем хорошего качества. В семье у каждого свои интересы, но для каждого не купишь телевизор. А вот мобильное устройство с поддержкой Android, iOS, Windows Media есть почти у каждого. 
 
– В начале этого года вы заявили о масштабной модернизации своей сети для предоставления интернет-услуг. Что она в себя включала?

– Расширение сегмента доступа к сети. Структура DOCSIS выглядит следующим образом: ядро сети (как правило, это маршрутизатор, который сводит все потоки) и маршрутизатор доступа (где происходит физическое подключение конечных абонентских услуг). Мы используем DOCSIS 2.0. На текущий момент уже есть DOCSIS 3, но мы пока не рассматриваем переход на нее.
 
Наша сеть построена по трем основным принципам. Первый принцип – стандартизация. Все оборудование обязательно имеет европейский сертификат. Второй принцип – унификация. Каждый элемент нашей сети может быть разгружен с помощью переноса нагрузки с другой части сети. Это позволяет балансировать нагрузку между сегментами. Третий принцип – удаленный мониторинг и управление.  Каждый элемент нашей сети может управляться, мы можем снимать с него статистику и в динамическом режиме следить за качеством обслуживания. Mы активно используем оборудование компании Cisco и HP. 
 
– Я слышал, что в первых версиях DOCSIS были проблемы с эффективным использованием канала...

– Эволюция стандарта EuroDOCSIS направлена на то, чтобы обеспечить абоненту прокачку более тяжелого трафика. Сейчас мы эксплуатируем EuroDOCSIS 2.0. До этого был EuroDOCSIS 1.1. 
 
Что касается EuroDOCSIS 3, то данный стандарт  пошел в другом направлении: здесь речь уже не идет об увеличении спектральной эффективности. В EuroDOCSIS 3 эффективность повышается экстенсивным путем, за счет объединения физических (частотных) каналов, а не за счет эффективности их использования. На текущий момент мы можем удовлетворить всех абонентов посредством EuroDOCSIS 2.0. Если понадобится больше скорости, появится более тяжелый контент, мы перейдем [на третью версию].

Оборудование это позволяет. Но, следует отметить, развитие любой сети зависит от стоимости абонентских устройств, а на текущий момент стоимость абонентских устройств с поддержкой EuroDOCSIS 3 в несколько раз дороже. 
 
– Планирует ли "Космос ТВ" переходить на "оптику в дом"? 

– Последние два года мы работаем практически по этой технологии. 

– То есть последнюю милю отдаете под оптику?

– У нас есть как оптика в дом, так и оптика до подголовной станции. И на данном этапе это вопрос лишь экономический – какую технологию мы выбираем в конкретном случае.
 
– Вы можете по DOCSIS дать абоненту 20-50 Мбит/с?

– EuroDocsis 3.0 предусматривает в канале вниз до 400 Мбит/с, в канале вверх 133 Мбит/с. 
 
– А DOCSIS 2.0? 

– Вниз – 50 Мбит/с, вверх – 27 Мбит/с на одном частотном канале. 

– Вы не планируете более скоростные тарифы на базе EuroDOCSIS 2.0? Понятно, что не всем нужны эти 100 Мбит/с, которые рекламируют провайдеры. Но МТС уже заявляет, например, про 1 Гбит/с…

– Есть закон убывающей полезности, предельная полезность любого блага убывает по мере его потребления. Вопрос, кому нужны эти 100 Мбит/с? Мы считаем, что абоненту нужно качество услуги. Это можно сделать не только с помощью наращивания скоростей, но и с помощью таких технологий, как трафик-менеджмент. 
 
– В какие районы Минска вы идете в этом году? 

– Мы модернизировали больше половины. Модернизация происходит следующим образом: мы перераспределяем трафик между сегментами. Я не могу сказать четко, в который момент времени куда мы пойдем. У разных районов может быть разная статистика нагрузки по дням. Эти нюансы меняются день ото дня, и, соответственно, мы меняем конфигурацию наших сетей. Технология DOCSIS это позволяет. 
 
– Слышу много нареканий на службу поддержки "Космос ТВ". Насколько эти нарекания обоснованны? Планируете ли наращивать службу поддержки?

Дмитрий Смирнов: Техподдержка на "Космос ТВ" профессиональная. В ее составе работают исключительно  технические специалисты. С 1 февраля 2012 года мы перевели эту службу на круглосуточный режим работы. Естественно, какие-то нюансы до сих пор присутствуют, но мы знаем о них и предпринимаем меры, для того чтобы наши абоненты не ощущали дискомфорта. В частности, мы оптимизируем количество специалистов.

Основная цель – обработка 100% звонков. К концу марта мы практически вышли на этот уровень. Не скрою, много чего еще необходимо в этом направлении сделать.
 
– Сколько у вас сейчас пользователей интернета?

– Более 70 тысяч. 

– Планируете ли идти в пригороды?

– Зависит от спроса. 
 
– Как вы отслеживаете спрос?  

– На самом деле  работы хватает в самом Минске.  Поэтому такую задачу, как изучение спроса на услуги доступа в интернет, например в Минском районе, мы перед собой не ставили.  Дело в том, что развитие кабельных сетей  экономически обосновано в районах плотной многоэтажной застройки. Это то, что касается интернета. Что касается телевидения, то уже сейчас жителям  многих населенных пунктов и городов Минской области доступен пакет "Региональный" "Космос ТВ". 
 
– Какие сейчас основные проблемы рынка провайдинга Беларуси? У меня сложилось впечатление, что темпы активного роста в последнее время несколько замедлились. Это правда? 

– В Минске присутствует более 10 провайдеров. Можно сказать, что  рынок услуг доступа в интернет  в столице если не на 100%, то большей частью  уже поделен. Поэтому на данном этапе  главной  стратегией является не резкое наращивание абонентской базы, как это было, например, в 2008 – 2010 годах , а качественное улучшение услуг, развитие новых сервисов. 
 
– Какую нишу для себя выбирает "Космос ТВ"? 

–  Учитывая "совершеннолетний"  возраст компании, более 18 лет на рынке, можно уверенно сказать, что свою нишу "Космос ТВ" определил: предоставление услуг многоканального кабельного телевидения и услуг доступа в интернет.  Мы будем развивать телевидение высокой четкости. Мы первыми в стране предложили владельцам современных телевизоров для просмотра цифровых каналов и каналов высокой четкости компактное оборудование САМ-модуль. Мы активно взялись за расширение базы абонентов цифрового телевидения.  В интернете мы будем развивать и совершенствовать  тарифные планы, делая ставку на безлимитные предложения, а также расширение удобных для абонентов сервисов. Мы очень серьезно рассматриваем технологию ОТТ (просмотр видео оn-line на любом абонентском устройстве, подключенном к интернету ) как один из перспективных путей развития "Космос ТВ". Кстати, мы единственные, кто на выставке продемонстрировал эту технологию в действии.
 
– Готовите ли вы проекты, связанные с беспроводной связью? 

– Дело в том , что уже не первый год  "Космос ТВ" предоставляет своим абонентам интернета Wi-Fi-модемы для беспроводной связи в пределах квартиры.  Таким образом,  в интернет через сеть "Космос ТВ" можно выйти с любого устройства, имеющего встроенный wi-fi-адаптор, будь то ноутбук, планшет, смартфон и даже телевизор.

Спрос на Wi-Fi-модемы из года в год только растет, и наша задача удовлетворить его. Существуют также интересные технические, а главное - удобные для абонента, решения  на базе беспроводной связи, которые мы планируем реализовывать в ближайшее время.

– И вы пока не планируете двигаться дальше?

– В ответах на предыдущие вопросы я рассказал о перспективных технических решениях, которые позволят компании двигаться дальше.
 
– В какой пропорции находятся интернет и телевидение?

– Мы начинали с телевидения, но быстро поняли, что интернет – это перспективно . Как я уже говорил, мы будем развивать и то, и другое, тем более что абоненту удобно работать с одним оператором, который предоставляет комплекс телекоммуникационных услуг.

– Больной  вопрос цен. Как "Космос ТВ" подходит к политике формирования цен? Ждать ли абонентам новых повышений в этом году?

– Не хочется делать громких заявлений, но до конца этого года мы не планируем повышать цены на тарифы интернета. Наша стратегия – это введение  новых тарифов, более интересных в плане дополнительных сервисов и  высоких скоростей.  Кроме того, абоненты, которые приобрели сам-модули получают на постоянной основе значительную скидку  (около 30%) на абонентскую плату за цифровой пакет.
 
– Планирует ли "Космос ТВ" повышать скорости на существующих анлим-предложениях? Насколько велик для этого резерв? 

– Мы будем реагировать на спрос. Пока та нагрузка, которая обрабатывается, это 80% от максимально возможной. Есть пики, как и у любой сети. Мы отрабатываем балансировку сегментов. Но у нас остается 20% запаса – это наше правило. Периодически мы проводим модернизацию сети, делаем мониторинг всех сегментов. Там, где сегмент перегружен, мы ставим более производительное оборудование. 
 
– Насколько HD, 3D-телевидение востребовано сейчас среди ваших абонентов? Планируется ли расширять эти пакеты? Есть ли здесь платежеспособный спрос?

– По сравнению с тем, что было год-полтора года назад, ощущается оживление. Думаю, это связано в том числе и с резким увеличением "парка" ЖК-телевизоров и плазменных панелей. Именно поэтому  интерес у пользователей к каналам высокой четкости будет только расти.  Сейчас мы активно наращиваем   абонентскую базу HD-пакета. Это позволит нам в дальнейшем не только увеличивать сам пакет, но и двигаться в сторону снижения его стоимости для абонентов.

Что касается 3D –телевидения, очевидно, что наступит время массового пользования этой услугой. Я надеюсь, что именно абоненты "Космос ТВ" первыми получат такую возможность.

– Чего ожидать абонентам от вас в ближайшие кварталы?

- Расширения HD-пакета, дальнейшей модернизации сетей доступа в интернет и расширения сервисов, надеюсь, в том числе, на базе новой технологии, развитие линейки безлимитных тарифов, увеличение скоростей. 
 

Константин Росса 

Родился 19 февраля 1980 года в Минске. В 2003 году окончил с отличием Высший государственный колледж связи по специальности "программное обеспечение телекоммуникационных сетей".  В 2006 году закончил обучение в магистратуре БГУИР с присвоением академической степени магистра технических наук.

В настоящее время заочно учится на 5-м курсе специальности
"бизнес-администрирование" Высшей школы управления и бизнеса при Белорусском государственном экономическом университете.
 
С 2003 по 2008 работал на инженерных должностях в Минсвязи Республики Беларусь и РУП "Белтелеком". С 2008 работает в СООО "Космос ТВ". С 08.01.2009 назначен на должность технического директора, а затем главного инженера предприятия.
 
Константин Росса живет в Минске, женат.


Дмитрий Смирнов 
 
Родился в 1970 году в г. Бресте в семье военного. В 1993 году окончил МГЛУ. 
 
Трудовую деятельность начинал в СП БелСел в коммерческой службе. С 1998 года – руководитель отделов продаж  СООО "Космос ТВ", МТИС, "АЦС".  
 
Получил образование в сфере управления продажами и бизнес-администрирования. 
 
С 2011 года  заместитель генерального директора по коммерческим вопросам СООО "Космос ТВ".
-50%
-70%
-30%
-20%
-15%
-10%
-10%
-50%
-10%