реклама
Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Беларусь


Исходя из прописанных основных направлений реализации государственной программы внедрения цифрового телерадиовещания в Республике Беларусь до 2015 года, Минсвязи должно до 2010 года организовать наземное эфирное цифровое вещание по стандарту DVB-T в Минске и областных центрах.

В настоящее время уже выездные трансляции Национальной телерадиокомпании стали передаваться с места событий на телецентр в стандарте DVB-T, а такие ведущие кабельные операторы, как Минские телевизионные информационные сети, запускают свои экспериментальные телевизионные каналы, формируемые на основе цифровых потоков с высокопроизводительных видеосерверов.

Между тем в республике ожидается приход новых конкурирующих игроков на рынке телевещания в виде телекоммуникационных компаний, представляющих трансляцию по технологии IPTV, и сотовых операторов, предлагающих использовать возможности мобильного телевидения.

Если успех ценовой политики новоявленных поставщиков телевизионного контента пока под вопросом, то социальная среда, готовая потреблять телепередачи в новых форматах, однозначно сформировалась. Ведь, как ни поразительно, если еще 20 лет назад большинство студентов и молодых специалистов в вечернее время смотрели телевизор, то сейчас предпочтение отдается компьютеру. Сложилась даже некая стилистика поведения молодежи в компьютерной виртуальности, которую нельзя однозначно отнести ни к отдыху, ни к увлечению, ни к творчеству. Среднестатистический молодой человек, садясь после учебы или работы за компьютер, одновременно в разных интерфейсных окнах общается в ICQ, читает новости, рассуждает на форумах, ищет нужную информацию, играет в on-line игру и смотрит видеофайлы до поздней ночи. Скорее всего, такая модель проведения свободного времени с годами будет все более доминирующей. То есть, спрос на просмотр телепередач не за семейным телевизором, а за своим персональным компьютером, уже сформирован.

Не вызывает сомнений, что все коммерческие участники рынка телевещания, начиная с традиционных "аналоговых" кабельных операторов, совсем скоро будут конкурировать друг с другом. С течением времени сознательно или бессознательно, но конкуренция будет обостряться, ибо идет большая борьба за потребителя и, соответственно, доходы с абонплаты или рекламной площадки. Тем более что в Беларуси средний потребитель в силу своих ограниченных финансовых возможностей в ближайшие годы будет вынужден выбирать минимальное число вариантов потребления услуг телевизионного вещания.

Телекоммуникационные компании, которые готовятся предоставлять услуги IPTV, согласны с тем, что им придется перво-наперво конкурировать с существующими кабельными операторами телевещания. Причем, будущие IPTV-операторы склоняются к необходимости создания собственных телестудий, ориентированных на создание авторских телевизионных продуктов, чтобы эту конкуренцию выиграть. Между тем, о своих претензиях на участие в предоставлении телевизионных услуг в нашей стране заявила ведущая компания сотовой связи МТС, собирающаяся начать телевещание в стандарте DVB-H.

Вопрос о том, какая технология доставки телепрограмм к пользователю лучше, вызывает бесконечные споры. Причем результаты дискуссий, как правило, мало чем полезны потребителю. Основа цифрового видео MPEG - он и в Полесье MPEG, выигрывающий в пропускной способности за счет разумного уменьшения в качестве. А вот какая из компаний в современных условиях предложит более удобные и комфортные условия предоставления услуги, будет действительно основополагающе определять клиентский спрос и потребительские предпочтения. Если проводное телевидение IPTV, базирующееся на технологии "видео по запросу", сравнивают с ожиданием просмотра фильмов по тому же принципу, как если вы ходили в кинотеатры, то мобильное телевидение DVB-H считается технологией больших городов с максимальной доступностью как в квартире, так и в условиях бесконечных автомобильных пробок. С позиции оперативности доступа, качества и стабильности DVB-H однозначно превосходит IPTV, как показывает практика зарубежных стран.

С точки зрения подключения головного оборудования DVB-H для быстрой организации мобильного телевещания, в сотовой сети никаких трудо¸мких операций нет. Просто телесигналы от первоисточников подаются на входные разъемы достаточно компактного шкафчика с конверторами DVB-H. Однако вырисовываются и проблемы, с которыми придется столкнуться МТС в развертывании DVB-H по всей республике. МТС для подсети DVB-H может использовать только свою построенную цифровую транспортную сеть в Беларуси для передачи к сотам первичных MPEG-версий телевизионных каналов, а существующие антенны базовых станций сотовой связи нельзя использовать для передачи дециметровых частотных сигналов DVB-H. Потребуется проводить монтажные работы новых передающих антенных дециметровых блоков с прокладкой фидеров для мобильного вещания в стандарте DVB-H по всем имеющимся антенно-мачтовым сооружениям в республике. А это достаточно большая трудоемкость, требующая времени, помимо работ на монтаж, ещ¸ и на проекты, согласования и импортирование закупаемого достаточно габаритного оборудования. По последним данным СООО "МТС" на 2 мая 2008, в сотовой сети Беларуси эксплуатируются 3487 базовых станций. То есть, в идеале, если не брать в расчет вспомогательные работы, чтобы за год покрыть республику подсетью DVB-H, мобильный оператор должен за день успевать монтировать антенны ДМВ на десяти пространственно разнесенных антенных опорах. Видимо, МТС либо будет внедрять услугу DVB-H постепенно в виде долгосрочной программы, либо остановится на выборочном внедрении мобильного телевидения только в крупных городах.

Пока же свободное тестирование DVB-H всеми желающими можно ожидать к концу лета в центре Минска. Кстати, Максим Хадинский (МТС) склоняется к мнению о возможности выигрыша в конкурентной борьбе только путем предоставления потребителям авторского телевизионного контента. Таким образом, вполне возможно, что через несколько лет при операторе сотовой связи МТС появится собственная телевизионная компания.
Нужные услуги в нужный момент
-30%
-50%
-35%
-20%
-30%
-15%
-30%
-20%
-30%
-99%