реклама
Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

За рубежом


​Выручка "Газпром-Медиа" в 2014 году выросла на 28%, до 75,1 млрд руб., указано в отчетности по МСФО Газпромбанка (100-процентный собственник медиахолдинга). Доходы от рекламы "Газпром-Медиа" увеличились в прошлом году на 20%, до 55,4 млрд руб.

Рост обусловлен главным образом расширением бизнеса холдинга: в феврале 2014 года "Газпром-Медиа" закрыл сделку по покупке основных активов "ПрофМедиа" Владимира Потанина. За телеканалы ТВ3, "Пятница", "2х2", радиостанции "Авторадио", Energy, "Юмор FM" и Romantika, а также кинокомпанию "Централ Партнершип" возглавляемый тогда Михаилом Лесиным "Газпром-Медиа" заплатил наличными 21,03 млрд руб. (компания при этом оценивалась в валюте, в $602 млн).

Компенсация от Потанина

Структуры Потанина компенсировали "Газпром-Медиа" 261 млн руб., следует из отчетности Газпромбанка. Как говорит источник, близкий к прежнему руководству "Газпром-Медиа", это стандартная процедура, в случае если внутри сделки выясняются какие-либо скрытые обязательства. В случае с "ПрофМедиа", по его словам, это были траты на судебные разбирательства с некоторыми бывшими сотрудниками компании и на урегулирование тяжбы с основателем "Централ Партнершип" Рубеном Дишдишяном. Дишдишян обвинял "ПрофМедиа" в размывании его доли в "Централ Партнершип", но в июле 2014 года стороны достигли мирового соглашения. Тогда газета "Ведомости" писала, что структуры Потанина выплатили Дишдишяну несколько миллионов долларов.

"Газпром-Медиа" начал консолидировать активы "ПрофМедиа" с 1 января 2014 года. И при росте выручки операционная прибыль холдинга за этот год рухнула сразу на 45%, до 7,1 млрд руб.

Больше всего выросли затраты на персонал (на 41%, до 12,3 млрд руб.) и административные расходы (сразу на 87%, до 4,7 млрд руб.), с 338 млн до 4,6 млрд руб. увеличились "прочие" расходы.

Представитель "Газпром-Медиa" объясняет рост издержек в первую очередь инфляцией и увеличением стоимости контента и оборудования по валютным контрактам.

В итоге рентабельность "Газпром-Медиа" по операционной прибыли не превысила 10%. В 2013 году, до покупки "ПрофМедиа", она достигала 23%. Рентабельность самой "ПрофМедиа" по операционной прибыли в 2013 году была около 3%, следует из отчетности по МСФО головной компании ProfMedia Ltd. В том году прибыль от основной деятельности составила 461 млн руб. при выручке 17,3 млрд руб.

В 2013 году "ПрофМедиа" зафиксировала 981 млн руб. чистой прибыли. Но уже в 2014 году приобретенные у Владимира Потанина активы принесли "Газпром-Медиа" 1,06 млрд чистого убытка, указано в отчетности Газпромбанка.

Чистый убыток всего "Газпром-Медиа" по итогам прошлого года достиг 2,09 млрд руб. против 8,6 млрд чистой прибыли в 2013 году. Во многом убыток обусловлен переоценкой гудвилла (или деловой репутации) входящих в холдинг активов. В прошлом году списания гудвилла составили более 2 млрд руб., следует из отчетности Газпромбанка. Например, гудвилл ИД "7 дней" на конец 2013 года оценивался в 1,4 млрд руб., на конец 2014-го — только 264 млн руб.

Кроме того, в ходе переоценки оборудования и нематериальных активов (к примеру, программных прав на произведенный или закупленный контент) "Газпром-Медиа" провел в прошлом году списания почти на 2,4 млрд руб. против 106 млн руб. годом ранее (эти потери в отчетности отражены на операционном уровне).

Рост долгов

Активы "Газпром-Медиа" после покупки "ПрофМедиа" выросли почти в полтора раза, до 124,9 млрд руб. Но кредитные обязательства холдинга выросли еще больше — почти в шесть раз, до 31,95 млрд руб. Одновременно выросли и прочие финансовые обязательства — с 12,4 млрд до 24,4 млрд руб.

В конце января 2014 года Газпромбанк одобрил холдингу кредитную линию на $510 млн. Кредит выдавался в рублях под 9% годовых. Изначально кредит выдавался на год, но срок погашения был отложен на пять лет, говорит источник, близкий к прежнему руководству холдинга. Вдобавок к кредиту "Газпром-Медиа" взял на себя долг "ПрофМедиа" — 9,9 млрд руб.

На конец 2014 года общие обязательства "Газпром-Медиа" достигли 56,4 млрд руб.

Покупка "ПрофМедиа" позволила холдингу "усилить портфель радиовещательными активами (практически все — лидеры в своей нише), а также телеканалами со значительным потенциалом роста доли аудитории", указывает представитель "Газпром-Медиа".

Эффект "ПрофМедиа"

Как следует из данных TNS, совокупная среднесуточная доля телеаудитории "Газпром-Медиа" выросла после покупки каналов "ПрофМедиа" почти на три процентных пункта, с 19,7 до 22,6%. Из всех телеканалов холдинга в 2014 году самый большой рост в своей целевой аудитории показала "Пятница" — ее доля выросла на 0,5 п.п., до 2,2%. Доли "2х2" и ТВ3 остались неизменными — 2,2 и 3,2% соответственно. Для рынка развлекательного ТВ это хороший показатель. Так, в холдинге "СТС Медиа" в 2014 году аудиторная доля снизилась у всех трех каналов.

Реклама

Кроме того, у всех каналов "ПрофМедиа" в 2014 году наблюдался рост по продажам рекламного инвентаря, самый большой (30%) — у канала "Пятница". Несмотря на то что каналы "ПрофМедиа" в совокупности зарабатывают значительно меньше, чем ТНТ и НТВ, рост их доходов куда активнее. Выручка каналов "ПрофМедиа" от продажи прямой и спонсорской рекламы только в федеральном эфире выросла в 2013 году на 24%, до 9,15 млрд руб., следует из расчетов агентства "Квенди Русмедиааудит". Доходы НТВ и ТНТ от продажи рекламы выросли на 8% и составили 38,45 млрд руб. Весь телевизионный рынок при этом, по данным АКАР, вырос в 2013 году на 9%.

Радио

С приобретением радиостанций "ПрофМедиа", объединенных брендом ВКПМ (Вещательная корпорация "ПрофМедиа"), "Газпром-Медиа" стал обладателем самого крупного радиохолдинга по аудитории в Москве. Общая доля входящих в него радиостанций по Москве в октябре—декабре 2014 года составила 24,1% (оценка берется по Москве, так как не все радиостанции холдинга вещают в федеральном эфире).

Радиостанции ВКПМ занимают лидирующие позиции на рынке. По данным TNS Russia за октябрь—декабрь 2014 года, три из радиостанций ВКПМ — "Авторадио", Energy и "Юмор FM" — входят в топ-10 самых популярных радиостанций по Москве, причем "Авторадио" занимает первое место с аудиторией более миллиона слушателей в день. Из пяти собственных радиостанций "Газпром-Медиа" в топ-10 по Москве входит только "Эхо Москвы".

Падение НТВ

На результаты "Газпром-Медиа" повлияла в первую очередь не сделка с "ПрофМедиа", а финансовые показатели собственных активов "Газпром-Медиа" — НТВ и "НТВ-Плюс", настаивает источник, близкий к прежнему руководству "Газпром-Медиа".

ОАО "Телекомпания НТВ" опубликовала собственную отчетность по РСБУ в конце марта. Из нее следует, что рекламная выручка компании в 2014 году упала на 13% (до 19,2 млрд руб.), прибыль от основной деятельности сократилась почти в четыре раза (до 1,225 млрд руб.), а чистая прибыль уменьшилась на 24% (до 3,79 млрд руб.).

К падению финансовых показателей привело сокращение доли аудитории канала НТВ. В 2014 году среднесуточная доля целевой аудитории НТВ "Все россияне старше 18 лет" равнялась, по данным TNS Russia, 11,8% против 13,3% в 2013-м.

Кроме того, НТВ несет большие расходы на строительство нового телецентра, напоминает собеседник РБК: существенная часть этих расходов валютная, в частности затраты на закупку оборудования и систему кондиционирования для центра. Порядка 50% расходов "НТВ-Плюс", по его словам, также рассчитываются в валюте. Это в первую очередь расходы на спутниковую связь и на спортивные контракты с западными компаниями.

В отчетности "НТВ-Плюс" за 2014 год указано, что чистый убыток компании составил 1,8 млрд руб. (годом ранее компания зафиксировала прибыль в размере 401,7 млн руб.).

Кто и как управлял холдингом "Газпром-Медиа" в 2014 году

В октябре 2013 года в "Газпром-Медиа" сменилось руководство. Николая Сенкевича на посту предправления ОАО "Газпром-Медиа холдинг" сменил бывший министр печати и советник президента Михаил Лесин. В декабре 2014-го он принял решение покинуть холдинг.

Из бухгалтерской отчетности головного ОАО "Газпром-Медиа холдинг" следует, что его выручка в прошлом году снизилась на 3%, до 8,8 млн руб. Зато основные расходы увеличились почти в три раза, до 872,8 млн руб.

Если в 2013 году штат ОАО "Газпром-Медиа холдинг" насчитывал всего 34 человека, то на конец 2014 года — уже 151 человек. При этом затраты на основной персонал за прошлый год выросли почти в 85 раз: с 2,8 млн руб. в 2013-м до 241,9 млн руб. в 2014-м. Расходная статья увеличилась в прошлом году и за счет 4,5 млн руб. затрат на систему охраны.

К своему управленческому персоналу ОАО "Газпром-Медиа холдинг" относит председателя правления, его заместителей, членов совета директоров и правления. В 2014 году расходы на управленческий персонал выросли почти в три раза, до 675,7 млн руб.

В совет директоров ОАО "Газпром-Медиа холдинг" в 2014 году наряду с Лесиным входили Алексей Миллер и Николай Дубик (оба работают в "Газпроме"), Юрий Шамалов ("Газфонд") и Алексей Матвеев (Газпромбанк). В правлении головной компании холдинга с июля 2014-го по февраль 2015-го были Лесин, его заместители Владимир Шемякин и Владимир Ханумян, финансовый директор Елена Верман, гендиректор НТВ Владимир Кулистиков.

В бухгалтерской отчетности уточняется, что в 2014 году затраты на автопарк выросли в пять раз, до 14,6 млн руб. "Другие", никак не разъясняемые управленческие расходы, — в три раза, до 48,9 млн руб.

В итоге чистый убыток по РСБУ головного ОАО "Газпром-Медиа холдинг" в 2014 году составил 447 млн против 1,29 млрд руб. чистой прибыли годом ранее.
Нужные услуги в нужный момент
-20%
-11%
-50%
-20%
-10%
-20%
-50%
-10%