реклама
Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

За рубежом


Алексей Рожков,

Знакомые
"Триколор HD"
"Триколор HD"
акционеров говорят, что переговоры идут уже полгода, группа ВТБ намерена приобрести меньше контрольного пакета (25% плюс 1 акция, уточняет один из них), а сумма сделки может составить "пару сотен миллионов долларов".

Представители ВТБ и "ВТБ капитала", а также представитель "Триколора" Анна Сопова отказались от комментариев; раньше она подтверждала, что часть акций оператора готовится к продаже.

Известен только один акционер "Триколора" — Андрей Ткаченко. Этим летом Федеральная антимонопольная служба одобрила его ходатайство об увеличении доли в ЗАО "Национальная спутниковая компания" с 37,4 до 87,4% акций, сообщил представитель службы. Сопова не смогла ответить на вопрос "Ведомостей", изменилась ли доля Ткаченко. Других акционеров компания не раскрывает. По данным СПАРК, по 50% оператора принадлежит Зинаиде Толпекиной и Ольге Орловой, имена которых ничего не говорят участникам рынка.

В 2010 г. выручка "Триколора" составила 3,33 млрд руб. (данные компании), в 2011 г. — 4,44 млрд руб. (оценка аналитического агентства Telecomdaily). У "Триколора" 12 млн абонентов, из них 8,55 млн подписано на платные пакеты (данные Telecomdaily на начало октября). Базовый пакет из 14 каналов для абонентов бесплатен, они оплачивают только спутниковую тарелку.

"Триколор" — самый крупный по числу подписчиков российский оператор платного ТВ (на 2-м месте — "Ростелеком" с 6,4 млн абонентов). Популярность "Триколора" объясняется прежде всего низкими тарифами: пакет из 120 каналов можно смотреть за 600 руб. в год (в среднем российский абонент платного ТВ платит за него 190 руб. в месяц). Благодаря этому база оператора быстро растет: только за III квартал он подключил 0,75 млн абонентов.

Переговоры с ВТБ — это уже вторая попытка "Триколора" привлечь инвестора. В 2009 г. холдинг "Газпром-медиа" официально объявил, что покупает "Триколор ТВ", но сделка так и не состоялась. Менеджмент "Газпром-медиа" и его акционера — Газпромбанка не пришел к единому мнению относительно оценки оператора и перспектив его дальнейшего развития, рассказывал "Ведомостям" летом 2012 г. близкий к Газпромбанку источник. Сейчас "Газпром-медиа" не ведет переговоров о покупке "Триколора", заявил "Ведомостям" представитель холдинга.

"Газпром-медиа", как и ВТБ сейчас, столкнулась со сложностями в оценке "Триколора", в частности из-за особенностей учетной политики оператора: с одной стороны, число его абонентов стремительно растет, с другой — активным абонентом считается даже тот, кто в последний раз пользовался услугами оператора два года назад, и понять, сколько у компании "живых" плательщиков, крайне сложно, говорит один из собеседников "Ведомостей".

"Газпром-медиа" в 2009 г. оценила "Триколор" в $500 млн, рассказывал близкий к Газпромбанку источник. Это подтверждает знакомый акционеров оператора.

В 2011 г. "Триколор" принял стратегию развития на пять лет, предусматривающую подключение более 2 млн абонентов каждый год, напоминает гендиректор Telecomdaily Денис Кусков. Это реалистичные планы: ежегодно российский рынок платного ТВ растет на 20%, и такой рост сохранится по крайней мере до 2015 г., считает он. Возможно, ВТБ интересует не только медиабизнес "Триколора": его огромная абонентская база — потенциальные клиенты банка, которым через "Триколор" можно продавать продукты и услуги, рассуждает Кусков. Он не исключает и политического подтекста, отмечая, что связанные с государством структуры все сильнее стремятся влиять на медиакомпании.

Если ВТБ приобретет до 50% "Триколора" за $200 млн, всю компанию можно оценить примерно в $400 млн, рассуждает аналитик "Открытие капитала" Александр Венгранович. Это очень высокая цена за такой актив: если предположить, что рентабельность "Триколора" по EBITDA даже 15%, получается, что компания оценивается в 17-18 EBITDA за 2011 г., в то время как "СТС медиа", например, оценивается в 6 EBITDA, заключает Венгранович.
-20%
-20%
-10%
-20%
-25%
-30%
-26%
-20%