реклама
Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

За рубежом


Компания J’son & Partners Consulting представила результаты исследования развития цифрового эфирного телевидения в России по итогам первого полугодия 2012 г. и прогноз его развития до 2015 г.

Цифровое эфирное телевидение (ЦЭТВ) является общедоступным телевидением, сигнал которого транслируется по наземным радиочастотам с использованием мультиплексов (передача по одному транспортному каналу (частотной полосе) разных телевизионных, радиовещательных каналов, формируемых разными источниками сигнала). Тенденцией рынка телевидения в России является рост беспроводного приема ТВ-сигнала и сокращение проводного (в первую очередь, за счет спутниковых операторов), а также рост платного телевидения (ПТВ) и сокращение бесплатного (БТВ) и социального малоканального ТВ (СМЛТВ).

По оценкам J’son & Partners Consulting, потенциальная база цифрового эфирного телевидения составляет не менее 21,7 млн домохозяйств.

Более половины сельского населения, охваченного телевидением, составляют абоненты спутникового телевидения (платного и бесплатного). По мнению экспертов J’son & Partners Consulting, эти пользователи не относятся к потенциальной базе цифрового эфирного телевидения стандарта DVB-T2, что обусловлено наличием у абонентов спутниковых операторов гарантированного приема тех же каналов, что предлагает ЦЭТВ. Остальная часть сельского населения в основной массе пользуется аналоговым эфирным телевидением и составляет потенциальную базу цифрового эфирного телевидения.

По оценкам J’son & Partners Consulting, большая часть городского населения подключена к услугам платного телевидения. Для них актуальной стратегией будет подключение вторых и последующих телевизоров (в спальне, на кухне и т.п.) к бесплатному цифровому эфирному ТВ, оставляя главный телевизор в доме подключенным к более разнообразному цифровому кабельному, IPTV или спутниковому ТВ. Городские же абоненты социального малоканального и эфирного телевидения представляют, по мнению экспертов J’son & Partners Consulting, потенциальную аудиторию цифрового эфирного телевидения.

На начало 2012 г. более трети домохозяйств в России имели техническую возможность приема цифрового эфирного телевидения. Это соответствует 12 млн городских домохозяйств и 5 млн сельских домохозяйств. В соответствии с федеральной целевой программой в РФ на 2009-2015 гг. полный охват населения России цифровым эфирным телевидением запланирован на 2015 г.

Проникновение цифрового эфирного телевидения в России во втором квартале 2012 г. составило 11%. Наиболее высокие темпы прироста зафиксированы среди городов с населением свыше 100 тыс. человек, где за первое полугодие 2012 г. аудитория ЦЭТВ выросла на 19,8%

По итогам 2011 г. доля семей, принимающих эфирное ТВ, согласно программе цифровизации на 2009-2015 гг., должна была достигнуть 31%. Это коррелирует с официальным заявлением РТРС, согласно которому треть жителей страны уже была охвачена сигналом DVB-T к моменту перехода на стандарт DVB-T2 (т.е. к началу 2012 г.). По результатам опроса, проведенного J’son & Partners Consulting, более 57% респондентов по всей стране осведомлены о возможности бесплатного приема ЦЭТВ.

Однако, по оценкам J’son & Partners Consulting, количество реальных потребителей услуги ЦЭТВ по итогам 2011 г. не составило и половины домохозяйств, охваченных ЦЭТВ. Лишь 11% жителей страны являлись абонентами цифрового эфирного телевидения, в то время как оставшиеся 19% так и не воспользовались возможностью смотреть бесплатное цифровое эфирное телевидение.

Стоит отметить, что за первое полугодие 2012 г. число домохозяйств, пользующихся эфирным телевидением, сократилось на 8%, большинство из которых пополнило абонентскую базу платного телевидения. Однако переток абонентов произошел лишь за счет зрителей аналогового эфирного ТВ.

По итогам первого полугодия 2012 г. 76% абонентов ЦЭТВ использовали для просмотра телевизоры со встроенным DVB-T ресивером. Лишь 24% семей принимали сигнал с помощью абонентского оборудования STB.

Цифровизация эфирного ТВ в России подразделяется на 2 этапа - внедрение стандарта DVB-T и переход к стандарту DVB-T2. Все оборудование, пригодное для приема DVB-T, с переходом на стандарт DVB-T2 оказалось устаревшим. Телевизоры со встроенным тюнером DVB-T2, а также отдельные ресиверы DVB-T2 стали массово выводится на рынок только во 2-м квартале 2012 г.

Несмотря на прирост пользователей абонентского оборудования STB в первом полугодии 2012 г., их доля в общем объеме рынка сократилась на 1 процентный пункт. Подобные сдвиги в структуре рынка объясняются более высоким темпом прироста аудитории, смотрящей цифровое эфирное телевидение с помощью современных телевизоров со встроенным ресивером DVB-T, - 21% против 16%. Как следствие по итогам первого полугодия 2012 г. на абонентов ЦЭТВ, использующих для просмотра ТВ со встроенным ресивером, пришлось 76% от общей базы.

Среднее число телевизоров в семье среди пользователей услуги цифрового эфирного телевидения в середине 2012 г. составило 2,4 телевизора, среди всего населения России - 2,3 телевизора. 11% домохозяйств подключены одновременно к кабельному и спутниковому ТВ. 67% абонентов эфирного ТВ параллельно пользуются неэфирным телевидением.

42% населения России, охваченного телевидением, имеют два телевизора в семье. Высока доля и обладателей трех телевизоров - 30%. Около 9% российских семей имеют дома более трех телевизоров. Наличие нескольких телевизоров в домохозяйстве порождает пересечение технологий доставки ТВ-сигнала. В виду невысокого качества аналогового эфирного телевидения его доля невысока для первых телевизоров в домохозяйстве, однако увеличивается с 13% до 61% к пятому телевизору в семье. Увеличение доли социального малоканального телевидения не столь значительно для каждого последующего телевизора в семье (с 13% до 29% к четвертому телевизору в домохозяйстве), на пятом телевизоре эту технологию используют лишь 4% семей.

Половина семей подключает свой первый телевизор к услугам платного кабельного телевидения или IPTV, доля этой технологии снижается до 35% для пятого телевизора в домохозяйстве. Вместе с тем можно отметить увеличение показателя эфирного телевидения для каждого следующего телевизора в семье. Так, например, треть семей получают телевизионный сигнал на свой третий телевизор с помощью обычной ТВ-антенны. В то же время наблюдается схожая тенденция в сегменте спутникового ТВ в зависимости от количества телевизоров в семье. 24% первых телевизоров в домохозяйстве подключены с помощью спутниковой тарелки. Однако, начиная со второго телевизора, доля этого сегмента неуклонно снижается с 10% до 0%, уступая место менее качественному и разнообразному, но в то же время более дешевому эфирному ТВ.

В соответствии с оптимистичным сценарием развития абонентская база цифрового эфирного телевидения к 2015 г. вырастет в 11 раз. Уровень проникновения составит 27%.

Потенциальная база цифрового эфирного телевидения составляет 22 млн домохозяйств. По мнению экспертов J’son & Partners Consulting, основной переток абонентов в пользу ЦЭТВ будет происходить от аналогового эфирного и социального малоканального телевидения. Вместе с тем, потенциальную базу ЦЭТВ пополнят платежеспособные абоненты платного телевидения, проживающие в городах, которые будут располагать большим количеством телевизоров в доме и подключать второй и последующие телевизоры к бесплатному эфирному сигналу. Таким образом, цифровое эфирное телевидение займет ниши аналогового эфирного и социального малоканального ТВ, отрицательного влияния на рынок платного телевидения не ожидается.

По оптимистичным пронозам J’son & Partners Consulting, абонентская база цифрового эфирного ТВ в 2015 г. составит 15 млн домохозяйств, при этом проникновение ЦЭТВ в России достигнет отметки в 27%.
Нужные услуги в нужный момент