Выберите канал

Выберите канал

Популярные
Кино
Спорт
Познавательные
Развлекательные
Детские
Музыка и мода
Новостные
Белорусcкие
Российские
Каналы МТИС
Каналы "Космос ТВ"
Каналы ZALA
Каналы "Телесеть"
Каналы "Аксиома-Сервис"
Каналы "НТВ Плюс"
Каналы "Триколор ТВ"

Подписки

Новости
Беларусь
За рубежом
Кино
Техника
Коммуникации
Спорт на ТВ
Спутниковые новости

Афиша Беларуси
Форумы по теме
реклама
реклама
реклама
реклама

За рубежом


Компания J’son & Partners Consulting представила результаты исследования развития цифрового эфирного телевидения в России по итогам первого полугодия 2012 г. и прогноз его развития до 2015 г.

Цифровое эфирное телевидение (ЦЭТВ) является общедоступным телевидением, сигнал которого транслируется по наземным радиочастотам с использованием мультиплексов (передача по одному транспортному каналу (частотной полосе) разных телевизионных, радиовещательных каналов, формируемых разными источниками сигнала). Тенденцией рынка телевидения в России является рост беспроводного приема ТВ-сигнала и сокращение проводного (в первую очередь, за счет спутниковых операторов), а также рост платного телевидения (ПТВ) и сокращение бесплатного (БТВ) и социального малоканального ТВ (СМЛТВ).

По оценкам J’son & Partners Consulting, потенциальная база цифрового эфирного телевидения составляет не менее 21,7 млн домохозяйств.

Более половины сельского населения, охваченного телевидением, составляют абоненты спутникового телевидения (платного и бесплатного). По мнению экспертов J’son & Partners Consulting, эти пользователи не относятся к потенциальной базе цифрового эфирного телевидения стандарта DVB-T2, что обусловлено наличием у абонентов спутниковых операторов гарантированного приема тех же каналов, что предлагает ЦЭТВ. Остальная часть сельского населения в основной массе пользуется аналоговым эфирным телевидением и составляет потенциальную базу цифрового эфирного телевидения.

По оценкам J’son & Partners Consulting, большая часть городского населения подключена к услугам платного телевидения. Для них актуальной стратегией будет подключение вторых и последующих телевизоров (в спальне, на кухне и т.п.) к бесплатному цифровому эфирному ТВ, оставляя главный телевизор в доме подключенным к более разнообразному цифровому кабельному, IPTV или спутниковому ТВ. Городские же абоненты социального малоканального и эфирного телевидения представляют, по мнению экспертов J’son & Partners Consulting, потенциальную аудиторию цифрового эфирного телевидения.

На начало 2012 г. более трети домохозяйств в России имели техническую возможность приема цифрового эфирного телевидения. Это соответствует 12 млн городских домохозяйств и 5 млн сельских домохозяйств. В соответствии с федеральной целевой программой в РФ на 2009-2015 гг. полный охват населения России цифровым эфирным телевидением запланирован на 2015 г.

Проникновение цифрового эфирного телевидения в России во втором квартале 2012 г. составило 11%. Наиболее высокие темпы прироста зафиксированы среди городов с населением свыше 100 тыс. человек, где за первое полугодие 2012 г. аудитория ЦЭТВ выросла на 19,8%

По итогам 2011 г. доля семей, принимающих эфирное ТВ, согласно программе цифровизации на 2009-2015 гг., должна была достигнуть 31%. Это коррелирует с официальным заявлением РТРС, согласно которому треть жителей страны уже была охвачена сигналом DVB-T к моменту перехода на стандарт DVB-T2 (т.е. к началу 2012 г.). По результатам опроса, проведенного J’son & Partners Consulting, более 57% респондентов по всей стране осведомлены о возможности бесплатного приема ЦЭТВ.

Однако, по оценкам J’son & Partners Consulting, количество реальных потребителей услуги ЦЭТВ по итогам 2011 г. не составило и половины домохозяйств, охваченных ЦЭТВ. Лишь 11% жителей страны являлись абонентами цифрового эфирного телевидения, в то время как оставшиеся 19% так и не воспользовались возможностью смотреть бесплатное цифровое эфирное телевидение.

Стоит отметить, что за первое полугодие 2012 г. число домохозяйств, пользующихся эфирным телевидением, сократилось на 8%, большинство из которых пополнило абонентскую базу платного телевидения. Однако переток абонентов произошел лишь за счет зрителей аналогового эфирного ТВ.

По итогам первого полугодия 2012 г. 76% абонентов ЦЭТВ использовали для просмотра телевизоры со встроенным DVB-T ресивером. Лишь 24% семей принимали сигнал с помощью абонентского оборудования STB.

Цифровизация эфирного ТВ в России подразделяется на 2 этапа - внедрение стандарта DVB-T и переход к стандарту DVB-T2. Все оборудование, пригодное для приема DVB-T, с переходом на стандарт DVB-T2 оказалось устаревшим. Телевизоры со встроенным тюнером DVB-T2, а также отдельные ресиверы DVB-T2 стали массово выводится на рынок только во 2-м квартале 2012 г.

Несмотря на прирост пользователей абонентского оборудования STB в первом полугодии 2012 г., их доля в общем объеме рынка сократилась на 1 процентный пункт. Подобные сдвиги в структуре рынка объясняются более высоким темпом прироста аудитории, смотрящей цифровое эфирное телевидение с помощью современных телевизоров со встроенным ресивером DVB-T, - 21% против 16%. Как следствие по итогам первого полугодия 2012 г. на абонентов ЦЭТВ, использующих для просмотра ТВ со встроенным ресивером, пришлось 76% от общей базы.

Среднее число телевизоров в семье среди пользователей услуги цифрового эфирного телевидения в середине 2012 г. составило 2,4 телевизора, среди всего населения России - 2,3 телевизора. 11% домохозяйств подключены одновременно к кабельному и спутниковому ТВ. 67% абонентов эфирного ТВ параллельно пользуются неэфирным телевидением.

42% населения России, охваченного телевидением, имеют два телевизора в семье. Высока доля и обладателей трех телевизоров - 30%. Около 9% российских семей имеют дома более трех телевизоров. Наличие нескольких телевизоров в домохозяйстве порождает пересечение технологий доставки ТВ-сигнала. В виду невысокого качества аналогового эфирного телевидения его доля невысока для первых телевизоров в домохозяйстве, однако увеличивается с 13% до 61% к пятому телевизору в семье. Увеличение доли социального малоканального телевидения не столь значительно для каждого последующего телевизора в семье (с 13% до 29% к четвертому телевизору в домохозяйстве), на пятом телевизоре эту технологию используют лишь 4% семей.

Половина семей подключает свой первый телевизор к услугам платного кабельного телевидения или IPTV, доля этой технологии снижается до 35% для пятого телевизора в домохозяйстве. Вместе с тем можно отметить увеличение показателя эфирного телевидения для каждого следующего телевизора в семье. Так, например, треть семей получают телевизионный сигнал на свой третий телевизор с помощью обычной ТВ-антенны. В то же время наблюдается схожая тенденция в сегменте спутникового ТВ в зависимости от количества телевизоров в семье. 24% первых телевизоров в домохозяйстве подключены с помощью спутниковой тарелки. Однако, начиная со второго телевизора, доля этого сегмента неуклонно снижается с 10% до 0%, уступая место менее качественному и разнообразному, но в то же время более дешевому эфирному ТВ.

В соответствии с оптимистичным сценарием развития абонентская база цифрового эфирного телевидения к 2015 г. вырастет в 11 раз. Уровень проникновения составит 27%.

Потенциальная база цифрового эфирного телевидения составляет 22 млн домохозяйств. По мнению экспертов J’son & Partners Consulting, основной переток абонентов в пользу ЦЭТВ будет происходить от аналогового эфирного и социального малоканального телевидения. Вместе с тем, потенциальную базу ЦЭТВ пополнят платежеспособные абоненты платного телевидения, проживающие в городах, которые будут располагать большим количеством телевизоров в доме и подключать второй и последующие телевизоры к бесплатному эфирному сигналу. Таким образом, цифровое эфирное телевидение займет ниши аналогового эфирного и социального малоканального ТВ, отрицательного влияния на рынок платного телевидения не ожидается.

По оптимистичным пронозам J’son & Partners Consulting, абонентская база цифрового эфирного ТВ в 2015 г. составит 15 млн домохозяйств, при этом проникновение ЦЭТВ в России достигнет отметки в 27%.