Выберите канал

Выберите канал

Популярные
Кино
Спорт
Познавательные
Развлекательные
Детские
Музыка и мода
Новостные
Белорусcкие
Российские
Каналы МТИС
Каналы "Космос ТВ"
Каналы ZALA
Каналы "Телесеть"
Каналы "Аксиома-Сервис"
Каналы "НТВ Плюс"
Каналы "Триколор ТВ"

Подписки

Новости
Беларусь
За рубежом
Кино
Техника
Коммуникации
Спорт на ТВ
Спутниковые новости

Афиша Беларуси
Форумы по теме
реклама
реклама
реклама

За рубежом


Валерий Кичин,

Телекомпании RenTV - 20 лет. За эти годы она пережила столько катаклизмов и трансформаций, что от былой роскоши не осталось и следа. Полезно вспомнить, с чего все начиналось.

Придумала это TV уникальная женщина по имени Ирен - Рена Лесневская. Придумала, продумала, построила и вместе с сыном Дмитрием стала воплощать в жизнь свои самые романтические грезы об "интеллигентном телеканале". Грезы, впрочем, были уверенностью. Даже, точнее, верой - в свою страну, в потенциальные возможности своего народа, в его никогда не умиравшую тягу к знаниям, к культуре, к мировой душе.

О мировой душе с иронией писал Чехов. Но вспоминать об этом тогда никому не хотелось: скепсис романтику убивает на корню.

Ирен Лесневская придумала свою телекомпанию как компанию. В первоначальном смысле: собрание друзей и единомышленников. Конечно, RenTV формально считалось бизнес-проектом - первым в стране частным телевидением. Но автором идеи двигали другие побуждения: это была попытка вернуть телеящику его изначальный смысл - сеять разумное, доброе, вечное. И каждый сибирский крестьянин, по идее, мог, включив ящик, очутиться в Большом театре или Третьяковке, пообщаться с режиссером Рязановым или поэтом Евтушенко.

Но уже занималась заря нашего коммерческого эфира. И эта заря не просто высвечивала родимые пятна нашего "нового телевидения", но и гасила, один за другим, еще тлевшие очаги просветительства, уцелевшие со времен советского ТВ. А Лесневская пришла из недр как раз этого ТВ. Она знала прелести его цензуры и советской казенщины. Но в советском ТВ был свой уголок "диссидентства", на который Советы не покушались. Потрясая ленинским тезисом о коммунисте, овладевшем культурными богатствами человечества, энтузиасты-просветители увлеченно делали свое замечательное дело. Лесневская на этом ТВ успешно внедряла в массы высокую культуру - чего стоит одна только ее "Кинопанорама" с Эльдаром Рязановым в роли ведущего, популярнейшая программа тех времен!

Она искренне полагала, что новое время открывает и новые возможности для культуры. И решила делать телевидение для думающих. Под таковыми полагала не только ученых с инженерами, но каждого, кто в самой читающей стране мира тянулся к духовным сокровищам - духовным в том, настоящем, еще не приватизированным церковью смысле. Ее компания пока не имела своего телеканала, но уже создала такие передачи, как "Клуб "Белый попугай" с Юрием Никулиным, "Конюшня Роста" с Юрием Ростом, "Чтобы помнили" с Леонидом Филатовым, "До и после" с Владимиром Молчановым, "Поэт в России больше, чем поэт" с Евгением Евтушенко... Эти передачи выходили на канале ОРТ и собирали грандиозную аудиторию.

Теперь такую аудиторию собирают токи-шоки уровня "Пусть говорят". Но это качественно другая аудитория, вскормленная новым телевизионным принципом "кому-нести-чего-куда?". А первые программы рожденного в 1997 году канала RenTV вспоминаешь как часть того национального подъема, той мощной волны надежд, которая возникла в начале 90-х. Ирен Лесневскую в профессиональных кругах стали называть первой леди российского телевидения: ее первый в России частный телеканал воспринимался как камертон чистоты и качества телевизионной профессии.

Новый, 1998-й, год канал RenTV встречал в прямом эфире: Лесневская с Рязановым сидели в студии далеко за полночь, вместе со своими зрителями, пьянея не столько от коньяка, сколько от ощущения изумительности происходящего. С RenTV на телеэкраны прорвалась новая интонация, новая свобода высказывания, стала возможной импровизация, когда программа складывалась на наших глазах, и никто не знал, что произойдет в следующем кадре.

На этом канале тогда сосредоточилось все лучшее, что было ею наработано за семь лет, обкатано и усовершенствовано на ОРТ. Сюда приходили умнейшие люди страны: деятели искусств, политологи, ученые, писатели. Потом к этим передачам добавились аналитические ("Национальный интерес" Дмитрия Киселева), информационные - сильные, профессиональные, честные, их традиция чувствуется на канале до сих пор. Даже сериалы там шли только качественные. Казалось: вот она и сбывается, вековая мечта Некрасова о желанном времени, "когда мужик не Блюхера и не милорда глупого - Белинского и Гоголя с базара понесет". Мечта рухнула окончательно как раз в эти 90-е. Как только телевизионные Пикадоры принялись для вящей коммерческой эффективности чесать пятки почтеннейшей публике, как только пошли в эфирах "Дорожные патрули", "Менты", "Бригады" и "Наши Раши", публика вспомнила, что не хочет учиться, а хочет жениться, и хлынула смотреть, как собачатся люди "за стеклом" и как колбасит личную жизнь Пугачевой. Последние попытки говорить с телеэкранов о разумном и вечном, последние потуги просветительства в России захлебнулись - чудилось, теперь уже насмерть. Исчезали, казалось, последние иллюзии насчет естественной тяги людей к знаниям, к культуре, к пресловутой мировой душе.

Созданная Лесневской телекомпания RenTV была первой жертвой нахлынувшей свободы выбора между "храмом" и "рынком" - культурой и паноптикумом. Телевидение, переведенное из сферы просвещения в сферу обслуживания, поставило крест на романтических порывах. "Белые попугаи" канала RenTV в новом гвалтливом окружении первых, вторых и иже с ними каналов оказались белыми воронами.

Идеологи нового ТВ твердили о "свободе выбора", сошедшей к зрителям, о том, что если балаган надоел, всегда можно переключиться на другой канал, посерьезнее. На самом деле никакого выбора зрителям они не оставляли. И если бы не откровенное лукавство бизнесменов, выбравших своей иконой столь же лукавый рейтинг, эта статья писалась бы как эпитафия лучшим порывам человечества и его лучших представителей, к которым я отношу Ирен Лесневскую. Но это - лукавство. И за романтическими порывами стоит четкое понимание одного из главных законов жизни: мы сами кузнецы своих несчастий и своего счастья. Каждый на своем месте либо придвигает общество к пропасти, либо пытается людей от нее отвести. И это не публика навязывает телевидению свои предпочтения, а телевидение - публике. "Что продается - то и хорошо", - говорят телевизионные дельцы. "Душа обязана трудиться", - упрямо возражают им неисправимые романтики.

На данном этапе они проиграли - ТВ уподобило свои каналы канализационным стокам, и мы захлебываемся в нечистотах. Но недовольство таким ТВ уже заметно: зрителей у этой выгребной ямы все меньше - им там нечем дышать. Самое массовое зрелище под напором интернета медленно, но неотвратимо становится маргинальным. Потом - раньше, чем мы думаем, - оно погибнет вместе со своими ток-шоу, превратившими жизнь в тотальный балаган. Придет что-то новое, уже из интернета, с реальной свободой выбора.

Возможно, то, прежнее, RenTV было последним нормальным телевидением в нашей стране. Когда, после крушения романтической идеи, сын Лесневской Дмитрий занялся кинопродюсированием, на свет стали появляться фильмы класса "Возвращения" и "Изгнания" - и они на практике доказывали коммерческую эффективность "искусства для умных": уверенно завоевывали международные призы, их купили в большинстве странах мира. Сегодня снова возникают другие каналы, альтернативные как официозу, так и оголтелой коммерции, - такие, как "Дождь". Но столь романтически преданных идее культуры - уже не возникало.

Ирен Лесневская пыталась откупорить наглухо заткнутые на нашем телевидении шлюзы чистой воды, впрячь в одну упряжку коммерческого коня-тяжеловоза и трепетную лань настоящего телевизионного искусства. Не ее вина, что лани на базаре не живут. Но она, несмотря ни на что, все-таки верит.