Выберите канал

Выберите канал

Популярные
Кино
Спорт
Познавательные
Развлекательные
Детские
Музыка и мода
Новостные
Белорусcкие
Российские
Каналы МТИС
Каналы "Космос ТВ"
Каналы ZALA
Каналы "Телесеть"
Каналы "Аксиома-Сервис"
Каналы "НТВ Плюс"
Каналы "Триколор ТВ"

Подписки

Новости
Беларусь
За рубежом
Кино
Техника
Коммуникации
Спорт на ТВ
Спутниковые новости

Афиша Беларуси
Форумы по теме
реклама
реклама
реклама
реклама

За рубежом


В пятницу вечером в прайм-тайме на "Первом канале" вышел очередной выпуск музыкальной программы "Достояние Республики". Теперь это шоу посвящено какому-то одному исполнителю. Получается такой своеобразный бенефис: песни главного героя исполняют разные музыканты, о нем и его творчестве в студии говорят коллеги, друзья, журналисты. И как говорил герой комедии Леонида Гайдая "Не может быть!": "Все чинно, благородно и по-старому". Героями таких бенефисов в "Достоянии Республики" уже были Вячеслав Добрынин, Юрий Антонов, Игорь Матвиенко, Константин Меладзе, Алла Пугачева...

Все они, безусловно, хорошо известны. Если даже не сами, то уж их песни точно. Но главное, что все эти музыканты вписываются в стилистику традиционного телевизионного развлечения и соответствуют предпочтениям и вкусам массового зрителя, который в большинстве своем смотрит "Первый канал".

И вот в этот раз на фоне такого благолепия главным героем "Достояния Республики" стал... Гарик Сукачев. Уже само по себе его появление не ночью, а в разгар пятничного вечера, в 21.30, вызывало сильное изумление. И надо сказать, что по мере того, как продолжалось в эфире "Первого" это двухчасовое шоу, изумление не только не проходило, оно нарастало, перейдя из неожиданности в восторг от происходящего на телеэкране.

Таких концертов давно не было на экране. Представьте себе Гарика Сукачева и трибуны, на которых сидят его друзья, многих из которых в принципе трудно увидеть в нынешнем телеэфире и на "Первом канале" в частности. Тут и Михаил Ефремов, и Иван Охлобыстин, и Сергей Мазаев, и Дмитрий Харатьян, и Александр Липницкий, Петр Тодоровский, Сергей Воронов, Сергей Галанин... Они же еще и пели на сцене его песни. "Моя маленькая бейба", "Белый колпак", "А за окошком месяц май"... И уж совсем как-то фантастически и даже где-то сюрреалистично выглядел редкий гость российского телеэфира Олег Скрипка со своей группой "Вопли Видоплясова". Как известно, на русском он не поет. А тут все-таки спел куплет "Напои меня водой" сначала на русском, а потом перешел на родной украинский. А дуэт Дарьи Мороз и Пелагеи подарил знаменитой сукачевской "Ольге" совершенно новое звучание (эта песня в итоге и стала победительницей "Достояния Республики"). И это живое музыкальное исполнение сопровождалось шутками, свистом, гамом, скандированием и абсолютно по-хорошему отвязным поведением собравшихся, где кульминацией стало хоровое пение песни "Моя бабушка курит трубку". Такая давно забытая атмосфера свободы на концерте Гарика Сукачева просто пробивала телеэкран, что сейчас случается крайне редко.

Диссонанс между тем, что получилось, и тем, чего требовал формат развлекательного шоу "Первого канала", конечно, ощущался. Если более молодой по возрасту ведущий Дмитрий Шепелев, одетый в джинсы и кожаную куртку, видимо, для того, чтобы соответствовать гостям и главному герою, еще как-то старался быть органичным, то опытному Юрию Николаеву, хоть и прошедшему школу советского телевидения, никак не удавалось "попасть в ноты" на этой программе, участники которой нарушали многие традиционные каноны добропорядочного телевизионного шоу. Словно старшеклассники-двоечники на задней парте почти все время что-то выкрикивали и комментировали Михаил Ефремов и Иван Охлобыстин. А уж когда после исполнения группой Billy`s Band песни Гарика Сукачева длинную, заумную и малопонятную тираду известного музыкального журналиста с гостевой трибуны прервал оглушительный окрик "Иди домой!", стало окончательно ясно, что это уже не формат стандартной музыкальной программы, а какой-то домашний концерт. То, что "Первый канал" сохранил это ощущение, не став вырезать и подчищать то, что выбивалось за традиционные рамки, и вообще пригласил всех этих людей в одно место, отдав на откуп этой веселой дружной компании разгар пятничного прайма, заслуживает уважения.

Правда, конечно, зрителю, который сегодня в большинстве смотрит телевизор, весь этот концерт Гарика Сукачева предсказуемо был малоинтересен. В среднем доля аудитории пятничного выпуска "Достояния Республики" составила 13%. Чуть лучше обстояли дела у очередной режиссерской работы Сукачева фильма "Дом солнца", который "Первый канал" (и это тоже, конечно, выглядело изящно) показал сразу после "Достояния Республики". В Москве эту премьеру смотрело около 15% зрителей, а показатель общероссийской аудитории был гораздо выше — почти 20%. Стоит сказать, что, в отличие от концерта, фильм заинтересовал и молодую аудиторию. В частности, среди зрителей "Дома солнца" было довольно много молодых москвичек от 18 до 30 лет. Их процент в общей зрительской массе выглядел более чем внушительно: в Москве "Дом солнца" смотрело 32,5% женщин этого возраста.

В то время как на "Первом канале" вовсю пели песни Гарика Сукачева, подавляющее большинство зрителей находилось на канале "Россия 1". Там шли очередные части сериала под названием "Вкус граната". Общероссийская доля аудитории этой мелодрамы составила в тот вечер более 27% (то есть почти треть всех зрителей, смотревших телевизор), у экранов, согласно рейтингам, находился каждый десятый житель страны. Это почти в два с половиной раза больше людей, смотревших на "Первом" "Достояние Республики". Разница выбора тут, конечно, очевидна. Сериалы, особенно на "России 1", в последнее время самый рейтинговый продукт телеэфира. Правда, есть ощущение, что смотрят их в большинстве своем женщины и, как правило, старшего возраста. Во всяком случае сюжеты таких сериалов работают как раз на эту часть аудитории.

Вот, к примеру, тот же "Вкус граната". История про то, как зарождалась любовь между скромной провинциальной девушкой, студенткой Института дружбы народов, и сыном советского дипломата. А главная интрига в том, что на горизонте еще появился сын некоего шейха, приехавший зачем-то в Москву и тоже влюбившийся в эту же девушку. Номенклатурный сынок не без участия родителей бросает возлюбленную беременной и женится на другой. А ее в ожидании рождения ребенка увозит в свой дворец тот самый сын шейха. Новорожденный мальчик, который по крови своей советский ребенок и которому сделали обрезание, может теперь претендовать на наследство шейха... Ну чем не интрига для тех, кто любит такие мелодраматические истории?! И неважно, что арабских шейхов в этом сериале играют... Юрий Цурило и Регимантас Адамайтис (кто бы мог подумать о таких метаморфозах знаменитого литовца), а скромная производственно-техническая база и соответствующий ей бюджет находят свое отражение почти в каждом кадре... Главное, что зрителя, судя по их количеству, такие истории берут за сердце. И поэтому эти сериальные сюжеты, порой почти неразличимые между собой, появляются все чаще и чаще. Если они приносят такие высокие рейтинги, то чего же госканалу от них отказываться.

Впрочем, зрительские реакции иногда проявляются и совершенно иным образом. Например, в воскресенье, словно после зимней спячки, встрепенулась программа "Центральное телевидение" на НТВ. Последние две недели что-то в программе разладилось, и даже рейтинги предыдущего выпуска, доля которого составила немногим больше 10% (для "ЦТ" это крайне низкий показатель), говорили сами за себя. В этот раз, похоже, создатели вспомнили, что все-таки зритель им доверяет и что только здесь в последнее время, да в "Неделе" у Марианны Максимовской на РЕН можно услышать и увидеть то, чего не показывают государственные телеканалы.

Формально не являясь итоговой программой НТВ, здесь эту нишу занимает воскресный выпуск "Сегодня", "Центральное телевидение" с Вадимом Такменевым последнее время становится информационным флагманом недели. И не только на НТВ. В этот раз по своим показателям "ЦТ" стало самой популярной у зрителей общественно-политической воскресной итоговой программой, обойдя по рейтингам и "Вести недели" на "России 1", и "Воскресное Время" на "Первом канале", с которым вообще идет в одно время. Вадима Такменева на НТВ и в Москве, и, что особенно показательно, по стране в целом смотрело 17,7% аудитории с рейтингом более 7%. Евгения Ревенко — 16,4% с рейтингом 6,7% (в Москве доля 15,8%), а Петра Толстого — по стране около 15% (в столице разрыв еще более заметный: у "Первого" 12% против 17% у НТВ).

Разумеется, есть отличия и по верстке, и особенно по стилистике подачи итогов недели. Но тут, понятное дело, формат программ и статус каналов диктуют свои особенности. Если "Вести недели" и "Воскресное Время" единодушно открылись сюжетами на тему "Дмитрий Медведев проинспектировал безопасность транспортных узлов", то "Центральное телевидение" (впрочем, как и "Неделя" на РЕН днем ранее) сюжетом из Ингушетии, с родины Магомеда Евлоева, которого называют тем самым террористом-смертником, который подорвал себя в Домодедово 24 января. Превью к сюжету из Ингушетии в "ЦТ" стал роскошный ролик, представленный официальной российской делегацией на форуме в Давосе с рекламой туристических возможностей Северного Кавказа. И тут же встык — ингушское село, дом родителей Евлоева, которые в кадре рассказывают о том, что не могут поверить в то, что их сын стал смертником. И уж тем более в то, что недавно арестованные в их родном доме дочка и сын являются пособниками террористов. Все это смотрится на одном дыхании: репортаж сделан жестко и пронзительно одновременно, задавая тон всей программе. Конечно, кто-то может назвать дерзостью сюжет "Центрального телевидения" о переименовании милиции в полицию, а видео с министром МВД Рашидом Нургаливым, который показывает курсантам, как можно расслабляться в позе "лотоса", телевизионным хулиганством (в этом же ряду и финальный клип, где вызывающе веселятся владивостокские таможенники). Но когда зритель голосует за такие сюжеты своим телевизионным пультом, обеспечивая программе высокий рейтинг и свое доверие, даже оппонентам политической составляющей "Центрального телевидения" нечем крыть.

Арина Бородина

Телерейтинги в России. Февраль 2011 года