Выберите канал

Выберите канал

Популярные
Кино
Спорт
Познавательные
Развлекательные
Детские
Музыка и мода
Новостные
Белорусcкие
Российские
Каналы МТИС
Каналы "Космос ТВ"
Каналы ZALA
Каналы "Телесеть"
Каналы "Аксиома-Сервис"
Каналы "НТВ Плюс"
Каналы "Триколор ТВ"

Подписки

Новости
Беларусь
За рубежом
Кино
Техника
Коммуникации
Спорт на ТВ
Спутниковые новости

Афиша Беларуси
Форумы по теме
реклама
реклама
реклама
реклама

За рубежом


Крупнейший акционер банка "Россия" Юрий Ковальчук становится одним из самых влиятельных игроков на российском медиарынке. Уже владеющий двумя федеральными телеканалами, крупнейшим в стране продавцом телерекламы, несколькими печатными изданиями и интернет-порталами предприниматель стал совладельцем "Первого канала".

Как стало известно "Ъ", подконтрольный ему медиахолдинг "Национальная Медиа Группа" приобрел у структур Millhouse Романа Абрамовича за $150 млн 25% акций ОАО "Первый канал".

О том, что "Национальная Медиа Группа" (НМГ) приобрела у одной из структур Millhouse LLC блокпакет акций ОАО "Первый канал", "Ъ" рассказал источник, близкий к сделке. По его словам, речь идет о покупке 100% долей в уставном капитале ООО "Растрком-2002", владеющего 25% акций телеканала. Покупателем выступило ЗАО НМГ, в собственности которого уже находятся два федеральных телеканала — 68% РЕН ТВ и 72% ТРК "Петербург — Пятый канал". "Фактически сделка состоялась еще в конце прошлого года. Разрешение антимонопольной службы было получено в последних числах декабря. Официально же о ней может быть объявлено сегодня",— говорит собеседник "Ъ".

Вчера гендиректор НМГ Александр Орджоникидзе подтвердил "Ъ" информацию о покупке блокпакета акций "Первого канала", отказавшись от детальных комментариев. Факт сделки с НМГ "Ъ" также подтвердили начальник управления по информационной политике компании Millhouse Джон Манн и гендиректор "Первого канала" Константин Эрнст. Представители нового акционера "Первого" вчера заверили "Ъ", что рассматривают приобретение как долгосрочное и не собираются вмешиваться в текущую деятельность крупнейшего телеканала страны.

"Первый канал" (сначала он назывался ОРТ) вещает с апреля 1995 года, став правопреемником государственной телерадиокомпании "Останкино". Имеет самое большое техническое проникновение среди всех российских вещателей: сигнал "Первого" принимают 98,8% населения страны. По итогам 2010 года является самым популярным у зрителей: среднесуточная доля аудитория среди всех россиян старше 18 лет, по данным TNS Russia, составила 18,5%. Государство через Росимущество, ИТАР-ТАСС и ТТЦ "Останкино" контролирует 51% телеканала. Оставшиеся 49% до сих пор контролировали структуры Романа Абрамовича — ООО ОРТ-КБ, ООО "Эберлинк-2002", ООО "Растрком-2002".

Разговоры о готовящейся покупке структурами банка "Россия" пакета "Первого канала" появились на рынке еще прошлой весной. В ноябре стало известно, что на "Пятый канал" были приглашены, как тогда сообщалось, "для консультаций" менеджеры "Первого" во главе с заместителем руководителя его дирекции информационных программ Алексеем Бродским. К этому времени руководство НМГ уже отстранило от управления РЕН и "Пятым" команду Александра Роднянского и Владимира Ханумяна. В декабре 2010 года господин Бродский был официально назначен гендиректором "Пятого канала". В новогодние праздники эфир "Пятого канала" был заполнен коллекцией мюзиклов из архива "Первого".

Сумму сделки стороны не раскрывают, однако источник "Ъ", близкий к банку "Россия", утверждает, что за акции "Первого" НМГ заплатила около $150 млн. По его мнению, это "вполне рыночная цена, соответствующая данным независимой оценки актива, проведенной прошлой осенью в ходе due diligence". "Могу поздравить коллег НМГ с отличной сделкой",— прокомментировал президент "ПрофМедиа" Рафаэль Акопов. Но, похоже, сделка оказалась удачной не только для покупателя, но и для продавца. Напомним, что в 2001 году структуры Романа Абрамовича приобрели 49% "Первого канала" у Бориса Березовского за $175 млн, то есть весь телеканал тогда был оценен в $357,1 млн.

Зачем именно НМГ потребовалось входить в капитал уже третьего по счету федерального телеканала, в окружении Юрия Ковальчука обсуждают неохотно. "Покупатель решил расстаться с частью своего пакета, а у НМГ появились свободные средства после продажи доли в НТК (компании "Национальные телекоммуникации".— "Ъ")",— пояснил собеседник "Ъ", близкий к акционерам банка "Россия". Напомним, что 4 февраля "Ростелеком" объявил о закрытии сделки по приобретению совместно с двумя другими "дочками" "Связьинвеста" 71,8% акций НТК за 27,907 млрд руб. ($950 млн). Крупнейшим продавцом акций НТК (51,8%) выступила НМГ, выручившая за них $690 млн.

По сравнению с "СТС Медиа" "Первый канал" оценен очень скромно, признает аналитик ИК "Тройка Диалог" Анна Лепетухина. "Либо оценка была нерыночной, либо рентабельность "Первого" значительно меньше, чем у "СТС Медиа",— рассуждает эксперт.— Возможно, при оценке учитывалось и то, что "Первый" — канал для всех, чья аудитория к тому же стареет, а более перспективны все-таки нишевые каналы".

Свои финансовые показатели ОАО "Первый канал" не раскрывает. По данным "СПАРК-Интерфакса", в 2009 году выручка по РСБУ ОАО превысила 21,96 млрд руб. (на 12% меньше, чем в 2008-м), чистый убыток составил 881,8 млн против 3,4 млрд руб. чистой прибыли годом ранее. При этом сам канал получает субсидии из федерального бюджета на распространение сигнала в городах с населением менее 200 тыс. человек. По данным Счетной палаты на 1 июля 2009 года, кредиторская задолженность "Первого" равнялась 3,965 млрд руб., из которых примерно 60% составляла задолженность перед поставщиками контента. В 2010 году на размещение рекламы только в федеральном эфире "Первый" мог заработать, по оценке "Квенди Русмедиааудит", 22,9 млрд руб. Для сравнения: вчера капитализация на NASDAQ единственного публичного российского телевизионного холдинга "СТС Медиа" (каналы СТС, "Домашний" и ДТВ) превышала $3,5 млрд. Выручка "СТС Медиа" по US GAAP в 2009 году достигла $506 млн, чистая прибыль — $100,4 млн, за январь—сентябрь 2010-го — $379 млн и $70,4 млн соответственно.

Медиаактивы Юрия Ковальчука

В подконтрольную банку "Россия" НМГ входят телеканалы РЕН и "Пятый", газета "Известия" и до начала 2011 года кабельный оператор "Национальные телекоммуникации". Выручка банка "Россия" по МСФО в 2009 году в "области СМИ и телекоммуникаций" превысила 14 млрд руб., прямые затраты в этих сегментах — почти 9,9 млрд руб. Летом 2010 года структуры банка "Россия" закрыли сделку по покупке 100% группы "Видео Интернешнл", крупнейшего в стране продавца телерекламы. Этим структурам также приписывают 49-процентную долю в ИД "Ньюс Медиа" (газета "Твой день", интернет-издание LifeNews).