реклама
Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

За рубежом


На "Первом канале" больше не будет вертикального программирования. Во всяком случае в настоящий момент все вернулось к тому, как и было прежде. Сериалы пойдут в привычной для зрителя линейке: с понедельника по четверг в 21.30 (по Москве).

В начале телевизионного сезона "Ъ" писал, что на "Первом канале" ввели новый для российского телерынка принцип вечернего вертикального программирования сериалов: каждый будний день новый сериал и раз в неделю его очередная серия. По сути, идея для нас революционная, хотя подобная схема показа сериалов уже давно действует в США и ряде стран Европы. С точки зрения экономики и эффективности телевизионного бизнеса вертикальное программирование — безусловный плюс. Когда сериал идет не каждый вечер, а всего лишь раз в неделю, канал может легко найти поле для маневра. Провалился сериал — его легко заменить другим и даже прервать показ. И это не будет так бить по зрителям, когда из-за низких рейтингов прерывают сериал, идущий в эфире каждый вечер. А такая практика для наших телеканалов, увы, стала обычным делом — как для трех главных, так и для сетевых. И, напротив, если в вертикальном стволе сериал пошел успешно, эту линейку можно продлить, в том числе и уже производством новых серий. Принцип показа это позволяет.

В новом телесезоне с середины сентября на "Первом канале" стали активно анонсировать свою вертикальную линейку — четыре разных сериала. В понедельник шел "Побег" (лицензионная версия популярного американского сериал Prison Break), во вторник — комедия "Гаражи", в среду — мистическо-приключенческие "Голоса", в четверг — остросюжетные "Банды". Рейтинги у всех были очень низкие. Лучше всех шел, разумеется, "Побег". Сделан был качественно и динамично. Плюс часть зрителей знакома с американским аналогом. Но думаю, что, даже если бы этот сериал шел и в традиционной горизонтальной линейке, все равно больших рейтингов он не собрал: уж слишком специфичная для массового зрителя была тема. Само действие, разворачивающее в тюрьме, наполнено подробностями быта и нравов уголовников, есть несколько весьма жестких сцен пусть и на закрученной сценарной основе. В общем это не самое лучшее и привычное развлечение для зрителей "Первого канала". Для НТВ да, но для "Первого" — все-таки эмоциональный перебор. Доля аудитории "Побега" у отдельных серий несколько раз доходила даже до 19-20%, но в среднем была на уровне 13-15%. У всех остальных сериалов в вертикальных линейках на "Первом" показатели были и того ниже — в рамках 10-12%. А иногда и ниже. Конечно, для "Первого канала" это был абсолютный провал. Но канал стоял на своем. Было видно, что затеявший эту программную революцию Константин Эрнст держался до последнего: все поставленные сериалы показал до конца, не снял с эфира ни одной серии. Хотя в прежние времена при традиционной схеме показа сериал с долей в 10% на "Первом канале" уже после первой недели наверняка был бы вычеркнут из программной сетки и забыт навсегда.

Проблем у "Первого" было несколько. Во-первых, программную революцию с вертикальным программированием поглотил ошеломительный успех нового сезона "Глухаря" на НТВ. И было изначально очевидно, что против "Глухаря" не устоит никто. Тем более что на НТВ перенесли показ своих премьерных серий на 21.30, как раз под традиционное время начала сериала на "Первом". Но и это не остановило. Гендиректор "Первого канала" сдвигать сроки своего эксперимента не стал. Хотя и в мирное-то время было ясно, что вертикалка, как любой эксперимент, вряд ли легко приживется, а когда доля "Глухаря" стремительно перешагивала рубежи доли аудитории в 30% и выше, то скукожился весь рынок, а уж тем более "Первый" с его новыми сериалами каждый будний вечер. Вторая проблема — очень сильный разброс в жанрах и в качестве представляемых "Первым каналом" сериалов. Но основная беда была в том, что российский зритель, особенно старшего возраста, который привык каждый вечер смотреть свой сериал, категорически не был готов к его показам в еженедельном режиме. Такой шаг скорее удобен более активному, молодому зрителю, каковых сейчас у телевизора немного. Привычка, как известно, великая вещь. И переломить многолетнюю традицию очень сложно.

Впрочем, стоит сказать, что, несмотря на низкие цифры вертикальной линейки "Первого канала", весь телевизионный рынок следил за ней с большим вниманием. Равнодушных не было. Более того, в неофициальных разговорах все без исключения конкуренты "Первого" говорили о том, что Эрнст, безусловно, затеял интересный и важный для рынка эксперимент. И даже потирая руки от того, что канал завалился по рейтингам со своими сериалами, конкуренты все равно говорили, что за вертикальным программированием будущее.

"Первого канала" хватило на три с половиной месяца. Продолжать вертикальное программирование дальше было бы уже полным безрассудством: и так пришлось потерять в ходе эксперимента часть своей аудитории. Свою версию, почему пришлось свернуть с избранного пути, в конце декабря Константин Эрнст рассказал в интервью журналу "Афиша": "Мы исследовали и поняли, что перейти на вертикалку единственными, довольно трудно. До следующей попытки нужно будет как минимум сговориться еще с двумя каналами и поточнее угадать продукт, который для этого нужен. Но в науке не бывает неудачных экспериментов. Любой эксперимент удачный. Он дает тебе информацию".

"Сговориться с двумя каналами" в дальнейшем, думаю, будет самым проблематичным. При нынешнем уровне отношений между телеканалами идея малоперспективная. Особенно если учесть, что у ближайших конкурентов "Первого" — НТВ и "России 1" — идут по три линейки сериала в прайм-тайм. У НТВ — один сдвоенными сериями и одинарный, а на "России 1" — аж три серии за вечер одного сериала. И вряд ли каждый из этих каналов ставит во главе угла такого программирования экономику сериального производства.

С 3 января "Первый канал" вернулся к традиционному показу сериалов. Первым стал "Доктор Тырса". В нем 24 серии, и сейчас сериал еще не дошел до середины показа. Каждая серия — законченная история, хотя сюжет, как это часто бывает, сквозной. Об этом сериале в интернете писали давно. Как только он появился в эфире, на него ополчились поклонники американского "Доктора Хауса", утверждая, что "Доктор Тырса" — это чистый плагиат по задумке, а главное, бледная копия американского сериала.

Насчет задумки спорить сложно. Все идеи, как известно, в мире повторяются. Но все-таки эти два сериала — американский и наш — не стоит сравнивать. Так же, впрочем, как несколько лет назад все сравнивали сериалы "Секс в большом городе" и наш "Бальзаковский возраст, или Все мужики сво...", который сейчас, кстати, идет в очередном повторе на НТВ. И хуже, надо сказать, совсем не стал. Понятно, что производство американских сериалов — уже даже не индустрия, а скорее настоящее искусство. И отрыв их от нас в этом жанре уже настолько драматичен, что почти непреодолим. Но на фоне российских сериалов "Доктор Тырса" — хороший сериал и даже очень. Именно вот так и хочется написать: "это очень хороший сериал". Он не совсем ровный: одна серия может быть лучше, другая хуже. Но в целом впечатление от сериала весьма позитивное. Успех сериала — это прежде всего сценарий. У "Тырсы" он получился с хорошим юмором и, что самое редкое для отечественных сериалов, с удачными диалогами, порой складывающимися в отдельные репризы. Кстати, сценаристу и одному из продюсеров "Бальзаковского возраста..." Максиму Стишову невероятно удались диалоги и характеры главных героинь. Удались они и Алене Званцовой, Дмитрию Константинову и Михаилу Марфину в "Докторе Тырсе". С типажами и взаимоотношениями героев тоже все получилось неплохо. Коллектив врачей в клинике, где лечат перспективных спортсменов, выглядит весьма достойно: Михаил Пореченков, Михаил Трухин, Ксения Кутепова, Елена Панова, Сергей Газаров играют так, что смотреть на них приятно. Особенно радуют Газаров и Пореченков: их сольные монологи бывают весьма ироничные (правда, последнему все время хочется поправить неудачно придуманный грим, который по ходу сериала, похоже, мешает и самому актеру, настолько неестественными выглядят его всклокоченные волосы и постоянно сползающие очки).

Конечно, это не массовый сериал, и получить за него долю выше 20%, наверное, маловероятно. Да и старт 3 января в эфире "Первого" далеко не самое удачное решение: большинство зрителей разъехались или отдыхали и телевизор смотрели мало. Также было в прошлом году с сериалом "Крем" на "России 1". Неудачное программирование на старте в новогодние каникулы подпортило рейтинговую динамику этого необычного и нетипичного сериала. С "Доктором Тырсой" тоже непросто. С 3 по 9 января его доля аудитории была лишь на уровне 11,5% по Москве и немногим больше по стране в целом. После окончания каникул, с 11 января доля немного начала расти, и, значит, зритель все-таки смог рассмотреть и включиться в этот сериал и не с самого начала. В один из дней доля аудитории "Тырсы" даже составила 20% по стране с рейтингом более 7%, что позволило ему занять третье место среди всех проектов "Первого канала" за неделю. Но в среднем сейчас этот сериал смотрит чуть более 15% зрителей. Не "Платина-4", конечно, на НТВ, где доля уже далеко за 20%. Да и на "России 1" сериал "Пятая группа крови", похоже, может по рейтингам уйти вперед "Тырсы". В понедельник, начав с 12% аудитории в Москве, эта мелодрама к третьей серии дошла до 19,6%. Как будет дальше реагировать зритель, пока неясно.

Но "Доктор Тырса" — это сериал с хорошим вкусом, который можно смотреть вечером, после работы. Пусть даже не каждый день, благо сюжет это делать позволяет. Тут и немножко лирики, и частной жизни героев, не без преувеличений, конечно, есть юмор и даже детективно-приключенческая линия. Стилистика "Доктора Тырсы" гораздо мягче, отчасти медлительнее и спокойнее, чем в "Докторе Хаусе"... "Тырса" для российской ментальности выглядит более органичным. Ну а кому какой сериал ближе — это уже выбор зрителей. Главное, что их точно хочется включить и смотреть. Причем в случае с "Доктором Тырсой" не устаешь от всех 24 серий.

Арина Бородина

Телерейтинги в России. Январь 2011 года
Нужные услуги в нужный момент
-10%
-50%
-50%
-20%
-20%
-50%
-20%
-20%
-10%
-20%