реклама
Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

За рубежом


После того, как государственное телевидение, словно стесняясь и пугаясь, говорило о погромах на Манежной в своих итоговых программах где-то в самом хвосте эфира, на прошедшей неделе в срочном порядке исправилось. Понятное дело, руководство страны высказалось: что-то говорил Дмитрий Медведев, что-то добавил и Владимир Путин. И не будешь же после этого рассказывать о погромах на 38-й минуте программы или, еще хлеще, на 60-й, как это было неделю назад в программах "Воскресное Время" на "Первом канале" и "Вести недели" на "России 1", когда власть молчала. Теперь тема националистического противостояния везде стала первой. Анализа, конечно, не прибавилось и обсуждения в эфире почти нет. Но хотя бы значимость проблемы была более четко обозначена на государственных телеканалах.

Надо сказать, что и массовая аудитория на минувшей неделе уже тоже встрепенулась и проявила, судя по рейтингам, свою гражданскую сознательность. С повышенным вниманием зрители смотрели на разных каналах фильмы, которые были посвящены происшедшему 11 декабря на Манежной площади в Москве. До этого такого всплеска рейтингов не было — главные каналы старались сильно не акцентировать тему национализма. Возможно, отсюда и равнодушие большей части телеаудитории.

И вот сейчас что-то сдвинулось в зрительском сознании. Сразу на нескольких каналах вышли специальные фильмы, посвященные декабрьским погромам и националистическим акциям в разных городах страны. В субботу на НТВ показали фильм Юлии Варенцовой "Черные декабристы" в цикле "Профессия — репортер". И даже обозначили его как "специальный выпуск". В Москве доля была выше обычного: 19,3% с рейтингом 7,2%. Значит, зритель посчитал для себя этот фильм важным. На НТВ рассказали, что стало с теми, кого избивали, кто избивал и кто защищал подростков, подвергшихся нападениям разъяренной толпы. Фильм лаконичный, но от того не менее острый. В воскресенье еще две работы. На РЕН днем в "Репортерских историях" вышел фильм Александра Надсадного "Погромная территория". И снова очень точная журналистская работа. И показатели намного выше средних по каналу: доля аудитории составила в Москве более 10% (в два с половиной раза больше, чем в среднем собирает РЕН) с рейтингом 2,7%. На таком же уровне и общероссийские показатели.

А поздно вечером, уже после 23.00 на "России 1" показали фильм Александра Рогаткина "Принцип ненависти. Ураган" в цикле "Специальный корреспондент". Несмотря на такое позднее время, фильм и последовавшее за ним обсуждение, в котором, в частности, участвовали Никита Михалков и Михаил Барщевский, смотрело много зрителей. Надо сказать, что на господина Михалкова вне зависимости от его нынешних политических воззрений массовый зритель всегда реагирует активно. Как только он появляется в какой-то передаче в качестве гостя или эксперта (как правило, чаще всего его эксплуатирует канал "Россия 1"), то программа зарабатывает лишний процент телевизионной аудитории. Но в данном случае доля у "Спецкора" была высокая и за счет самой темы, которая, судя по всему, волнует даже тех, кто смотрит государственные каналы. После 23.00 фильм "Принцип ненависти..." собрал у телеэкранов 18% московской аудитории с рейтингом 5,5% и более 20% общероссийской.

Кстати, то, что у всех фильмов между московскими и общероссийскими рейтингами разница минимальна, тоже весьма показательная характеристика. Нечасто такое бывает. Значит, тема погромов одинаково волнует зрителей по все стране.

Абсолютное единодушие проявили зрители и к еще одной громкой общественно-политической теме — смерти в тюрьме юриста Сергея Магнитского. Случилось это больше года назад. Тогда телевидение, прежде всего государственное, молчало. Но когда вдруг высказался Дмитрий Медведев, дал указания для специального расследования трагедии, фамилия Магнитского стала периодически появляться в информационном потоке государственных новостей. В марте с обсуждения смерти в СИЗО Сергея Магнитского открылось ток-шоу "Справедливость" Андрея Макарова на РЕН. Теперь этой программы в эфире больше нет. И вот сейчас об этом заговорили и на НТВ в рамках недавно появившегося проекта Павла Селина "Последнее слово". В этом ток-шоу разбирают разные происшествия, вызвавшие громкий общественный резонанс. Программа выходит днем по субботам (время не самое лучшее), но выпуск про смерть Сергея Магнитского был обозначен как специальный и вышел в пятницу около 23.00. Обсуждение в "Последнем слове" получилось внятным, всесторонним и по нынешним временам чрезвычайно актуальным. Особенно если учесть, что НТВ — канал федеральный. Приглашенный состав гостей и экспертов в ток-шоу Павла Селина мог бы в принципе обеспечить успех любой программе по этой теме. Но когда все они еще и сумели сказать, что думают о причинах смерти Сергея Магнитского, о состоянии дел в нашей правоохранительной и судебной системе, о содержании и пытках заключенных, и это все не вырезали из программы, а оставили в эфире,— это уже совсем другой ракурс! Так что броское название программы "Кто убил Магнитского?" вполне себя оправдало. И рейтинги оказались на удивление заметными: доля московской и общероссийской аудитории составила более 17%, что, безусловно, много для такой совсем не массовой и тем более не развлекательной темы.

И на неполитические темы. Второй провал с начала сезона на канале СТС. Причем довольно показательный. Сначала в октябре совсем не задался сериал "Как я встретил вашу маму" (лицензионная версия одноименного американского сериала). Но он хотя бы продержался в прайм-тайме две недели, а потом еще некоторое время выходил на канале и благополучно был снят. Хотя понятно, что для канала это была одна из ключевых премьер. Это следовало из анонсов и количества наружной рекламы в городе. Не приняли зрители сериал. СТС замер. Провал явно напугал канал. И в прайм-тайм по-прежнему катали беспроигрышных "Ворониных" и все еще продолжающуюся "Маргошу". Ну и конечно, вечную палочку-выручалочку — скетч-шоу "Шесть кадров", у которого, сколько ни показывай, всегда высокие доли и успех у зрителей.

И вот 13 декабря новая премьера сериала на СТС: "Аманда О". Формат опять лицензионный, снят с аргентинского сериала. Рекламой с Анастасией Заворотнюк, которая играет главную роль звезды шоу-бизнеса, была завешана вся Москва, время выхода сериала — 20.00, на СТС самое что ни на есть стратегическое. И снова провал. Причем стремительный и оглушительный. Посмотрев первые серии "Аманды О", понимаешь, что Анастасия Заворотнюк, играющая избалованную звезду шоу-бизнеса, в одночасье ставшую обычной рядовой гражданкой, сделала все, что могла. Играет она прилично, вытягивает в сериале почти полное отсутствие режиссуры и невероятно мутный сценарий, где понять причинно-следственную мотивацию происходящего на экране крайне трудно. Если еще первые две серии были в пределах средней доли канала или немного ниже, то уже третью и четвертую серии среди тех, кому от 6 до 54 лет, в среднем смотрело всего 4-5% зрителей (в Москве вообще 3%), что почти вдвое меньше средних показателей СТС. Естественно, на канале без всяких объяснений уже с этого понедельника показ "Аманды О" в прайм-тайм прервали, спешно перенесли на восемь утра, а скорее всего, и совсем его уберут, оставив в старом году. Два подряд провала в праймовых сериальных линейках на СТС — ситуация для канала тревожная, нужно что-то менять в работе с аудиторией. Конечно, общий показатель доли на СТС всегда найдут чем поддерживать. Опять начинаются очередные премьеры серий "Ворониных", и все те же "Шесть кадров" и "Даешь молодежь!" будут снова закрывать дыры в сетке. Но тогда не очень понятно, кто при таком наборе праймового продукта, собственно, становится целевой аудиторией СТС, на какой возраст теперь ориентируется канал и что он хочет предложить своему зрителю. А закрываться все время только повторами юмористических шоу и успешных сериалов невозможно.

И еще одна показательная деталь минувшей недели. В пятницу случилось неожиданное. Если посмотреть на графическую динамику пятничного вечера после 21.00, то можно увидеть два очень жирных столбика, характеризующих интерес зрителей. Один средний и совсем мизерные тоненькие ниточки рейтингов на всех остальных каналах. Если верить этой динамике общероссийских рейтингов, то в этот вечер более 50% телевизионной аудитории почти пополам разделились только между двумя каналами — "Первым" и НТВ. Еще 14% были на канале "Россия 1", у остальных после 21.00 просто слезы, а не цифры. Такого не было очень давно. Почти 26% зрителей (или каждый десятый россиянин) смотрели на "Первом канале" вторую часть церемонии "Золотой граммофон". Это известное музыкальное шоу давно не привлекало столько зрителей. Но скандал вокруг Филиппа Киркорова привлек повышенное внимание к этой церемонии. Говорят, что если бы певец не заключил мировое соглашение с Мариной Яблоковой, то "Первый канал" собирался вырезать его из телевизионной версии. Но конфликт улажен, Киркоров вновь на экране во всей красе, а у "Золотого граммофона" очень высокий процент аудитории. Но главным победителем этого вечера, привлекшего огромное количество зрителей, стало шоу НТВ "История всероссийского обмана". Очередной эпос был посвящен тарифам ЖКХ. После истории про мясо, которая выходила в рамках этого же цикла в прошлом телесезоне, это второй по показателям успешный выпуск на НТВ. Тема коммунальных тарифов оказалась не менее актуальной для зрителя, чем качество мяса. Общероссийская доля аудитории нынешней "Истории всероссийского обмана..." составила 17 декабря 27, 5% с рейтингом выше 10%. Это самый популярный проект в Москве и второй по стране в целом, пропустивший вперед только ток-шоу "Пусть говорят" на "Первом". Очень показательный срез самых популярных тем, интересующих сегодня большую часть населения: социалка вмеремешку с развлечением и скандалами из жизни знаменитостей.

Арина Бородина

Телерейтинги в России. Декабрь 2010
Нужные услуги в нужный момент
-10%
-20%
-10%
-14%
-90%
-30%
-37%
-30%
-20%
-50%
-20%