реклама
Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

За рубежом


Две недели подряд самым популярным проектом у зрителей был сериал "Сваты". Его показывал в своем эфире канал "Россия 1". Украинские продюсеры придумали в общем беспроигрышный сюжет: две семейные пары — городские интеллигенты и деревенские обыватели — вынуждены сосуществовать вместе из-за маленькой внучки. Контраст характеров, привычек и образа жизни создает разнообразные комичные ситуации. Плюс очень удачные актерские работы, с абсолютным попаданием в образы своих персонажей: интеллигентов играют Людмила Артемьева и Анатолий Васильев, а деревенских — Татьяна Кравченко и Федор Добронравов. Первые части "Сватов" были показаны на "России" еще год назад. И сразу зрительский успех и высокие рейтинги. Да еще в таком сложном жанре, как комедия. Причем сериал оценили даже те, кто телевизор смотрит редко. Но "Сваты" действительно получились славными.

Но как обычно поступает в таких случаях наше телевидение?! Особенно крупные производители и большие каналы?! Естественно, успешная идея начинает эксплуатироваться до невозможности. Так же и со "Сватами". Сначала на "России" повторили третью часть, показанную прежде. Рейтинги сразу пошли вверх, причем и в Москве, и в других городах страны, что редко для "России". Обычно здесь разрыв между московскими и общероссийскими показателями очень внушителен, а тут зрители были абсолютно единодушны.

Затем началась четвертая, премьерная часть "Сватов". Судя по количеству промороликов, казалось, что нет ничего важнее для государственного телеканала, чем анонсирование сериала "Сваты". В новых сериях к уже вышеозначенному квартету артистов добавили таких звезд, как Александр Феклистов, Владимир Зельдин, Ольга Аросева... Конечно, зритель не мог этого пропустить.

Но "Сваты-4" оказались невероятно растянутыми, а сценарий настолько вымученным, что понять сюжетную канву сериала уже было довольно сложно. Выручали только артисты, четверка основных героев как могла тянула на себе все тяготы сценарной, режиссерской, а главное, продюсерской мысли... Но все равно, даже хорошие артисты не могут целиком заполнить собой сюжетное пространство, особенно если его нет. Но наш зритель, видимо, настолько истосковался по доброму и веселому сериалу с хорошими, действительно известными актерами, что уже не обращает внимания на откровенно слабый и ходульный сюжет. И рейтинги снова взлетели на максимальный уровень.

В среднем каждую серию, как в Москве, так и по стране в целом, смотрело более 25% телевизионной аудитории, или каждый десятый житель. И снова полное единодушие. А заключительные серии четвертой части "Сватов" перешагнули порог доли в 30%. В столице максимальный показатель сериала составил 29,8% с рейтингом 12,1%, общероссийская аудитория еще чуть выше: 31% с рейтингом 11,5%. Это второй по показателям успешный сериал в телевизионном сезоне после "Глухаря" на НТВ. До него "Сватам", правда, еще далеко. Но когда сериал выбирает почти треть всей телевизионной аудитории — это, конечно, очень заметный результат.

Столь высокие результаты "Сватов-4" позволили "России 1" на этой неделе стать лидером среди всех каналов, убедительно обойдя своих основных конкурентов — "Первый канал" и НТВ. Общероссийский показатель канала достиг почти 19%, тогда как у "Первого" доля за неделю — 17,6%, а у НТВ — 14,5%.

Но путь в лидеры у канала "Россия 1" лежал не только через "Сватов", но и через "Ключи от счастья". А эта история успеха для меня почти непостижима. Но большинству массовой аудитории, видимо, это ближе и понятнее. Не обратить внимания на фильм "Ключи от счастья" по итогам недели невозможно. Бросаются в глаза очень высокие показатели. Сейчас вообще все, что собирает у телеэкрана больше 25% зрительской аудитории (это на каналах первой тройки),— уже немыслимый рекорд для эфира.

Если название телепроекта с огромным рейтингом незнакомое, сразу начинаешь думать (не без тревоги): а что же их всех так увлекло?! В эту субботу в традиционной линейке канала "Россия 1", где всегда показывают типовое отечественное телекино, где почти все сюжеты и актеры примерно на одно лицо, но его, судя по рейтингам, любят зрители, замелькали общероссийские показатели с долей в 30% и — что еще более существенно — с рейтингом выше 11%. Это значит, что "Ключи от счастья" смотрел почти каждый девятый россиянин. Увидев название, подумала, что я его точно помню, но уж явно не из-за сюжета. Значит, были рекордные рейтинги. Проверила. Так и есть. Первый раз этот 4-часовой (!) фильм, ну или мини-сериал, вышел на канале "Россия" в феврале 2009 года и по его итогам вошел в число самых популярных у зрителей телепроектов, причем где-то в первой десятке. Представляете?! Я потому и запомнила это название, что оно выбивалось из телехитов: обычно здесь более или менее предсказуемые фавориты. А тут не известные мне "Ключи от счастья". В Москве, правда, к нему зрители отнеслись адекватно: доля в среднем была на уровне 20% аудитории. А вот жители остальной страны, если верить показателям, просто валом шли к телеэкрану, чтобы его посмотреть. В прошлом году фильм начали смотреть 28% российских зрителей, а под конец их количество резко выросло почти до 36% с рейтингом 14,5%! Так и виделась эта картина: те, кто следил за сюжетом этой мелодрамы, вербовали в свои ряды других зрителей — родственников, соседей, знакомых. Иначе как объяснить такой скачок цифр?!

В этот раз примерно такая же тенденция: фильм "Ключи от счастья" начался на "России 1" после 19.00. Первые 45 минут прошли с долей 23,3%. Потом начались традиционные "Вести в субботу" с Сергеем Брилевым. Зрителей они интересовали гораздо меньше фильма: доля 19%. А дальше, терпеливо переждав, аудитория хлынула к телеэкрану досматривать "Ключи от счастья". В итоге показатель фильма по стране составил 30,4% и рейтингом 11,1%*. А режиссера (Роман Просвирнин) и актеров, там снимавшихся (Наталья Терехова, Константин Юшкевич, Сергей Рост, Константин Соловьев, Анна Осипова...), большинство людей, даже из числа зрителей этого фильма, думаю, вряд ли знает. Но вот сюжет, видимо, настолько берет их за душу, что зрители четыре часа проводят у телеэкрана, как прикованные. И о чем же там сюжет? Девушка Таня живет в деревне, но мечтает о городе. Ей повезло. Находится богатый, да еще благородный. И не олигарх, заметьте, а обычный инженер-проектировщик. Спасает от насильника. Увозит ее, сажает в "золотую" клетку (видимо, от нее и были ключи, вынесенные в название). Рождается сын. Муж неожиданно решает бросить жену, а сына оставить себе. Дальше больше: через суд это сделать не удается, тогда девушку Таню избивают, бросают на произвол судьбы. И вот, видимо, с этого места рейтинги начинают лихорадочно расти. Героиня, скрываясь от бывшего мужа и бандитов, едет в Москву. Там, пройдя через испытания, она становится... певицей! И только потом, видимо, вдруг вспоминает, что неплохо было бы понять, а что там с сыном. Сценаристы дают ей по сюжету отпуск, и она едет домой. Но времени прошло столько, что за это время бывший муж превратился в спившегося бомжа, а сынишка в бездомного беспризорника. Естественно, мама сталкивается с ним случайно, но все равно узнает родную кровиночку. Вот такая душещипательная была представлена зрителям история. И они вновь показали себя с самой лучшей стороны, раз в таком большом количестве сострадали чужому сериальному горю. Ну, хоть создатели не зря старались.

Радикально другого типа сериал идет сейчас в эфире ТНТ. Называется "Реальные пацаны". Идет в эфире с 8 ноября и будет идти еще неделю. Жанр вроде тоже как комедия (ситком), и сюжет максимально приближен к реальности. В пресс-релизе канала даже написано "беспрецедентно приближенный к реальности". Кроме того, написано, что это "эксперимент ТНТ в области нового юмора". Насчет юмора не знаю, а вот то, что, как всегда, ТНТ во главе с Романом Петренко рискует и представляет попытку какого-то нового телеязыка,— это факт. Подобный телесериал представить в эфире можно далеко не на каждом канале. К примеру, на том же СТС просто невозможно: здесь все предсказуемо, спокойно и хорошо бы всей семье угодить.

"Реальных пацанов", думаю, смотрят исключительно молодые. И, кстати, гораздо активнее — немосквичи. Столичная аудитория, судя по рейтингам, среди тех, кому от 18 до 30 лет, здесь менее активный зритель. А вот общероссийская аудитория этого же возраста на "Реальных пацанов", судя по всему, подсела. Доля сериала у этой категории зрителей, которую ТНТ считает приоритетной, в среднем 22%! И в общем все объяснимо. Главный герой по имени Коля, а точнее Колян, типичный такой провинциальный парень "на районе". Стоит на учете в милиции. Мама не менее типичная. Одинокая, встречается с кавказцами. Работает, думаю, в местном магазине или торгует на рынке. Но Коля пытается встать на путь исправления. Устраивается на работу, но презирает геев и тех, кто одет по моде. Но дальше не все ладится: его снова забирают в милицию, к тому же он мечется между бывшей девушкой (работает ходячей рекламой — "таблеткой" в плюшевой униформе) и новой любовью к обеспеченной сверстнице, дружки, нарушающие закон, против Колиного просветления... И действие сериала вроде вполне динамичное, и юмор местами вроде бы есть. Во всяком случае для того типа зрителей, на которых он рассчитан.

Но чем больше смотришь "Реальных пацанов", тем противоречивее эмоции. Лица героев и их манера изъясняться настолько узнаваемы (ну ты че, да ты че...— это самое мягкое), что возникает ощущение, что ты сидишь не у телеэкрана, а едешь в общественном транспорте или сидишь во дворе, где полно молодежи, сидящей на лавочках и пьющей пиво. Попадание в реальность почти 100%. Но вот ответить на вопрос, а это нужно показывать, тиражируя, однозначно нельзя. Если уж на ТНТ столько лет зрители в подавляющем большинстве не могут оторваться от "Дома-2", где все примерно то же самое, что и в "Реальных пацанах", только без сериальной оболочки, то и канал в свое оправдание всегда может сказать: а мы проводим эксперимент. Мы показываем жизнь и молодежь такой, какая она есть. С таким аргументом, глядя на "Реальных пацанов", трудно поспорить.

Арина Бородина

Телерейтинги в России. Декабрь 2010
Нужные услуги в нужный момент
-30%
-15%
-10%
-35%
-30%
-37%
-20%
-10%
-25%
-25%