Выберите канал

Выберите канал

Популярные
Кино
Спорт
Познавательные
Развлекательные
Детские
Музыка и мода
Новостные
Белорусcкие
Российские
Каналы МТИС
Каналы "Космос ТВ"
Каналы ZALA
Каналы "Телесеть"
Каналы "Аксиома-Сервис"
Каналы "НТВ Плюс"
Каналы "Триколор ТВ"

Подписки

Новости
Беларусь
За рубежом
Кино
Техника
Коммуникации
Спорт на ТВ
Спутниковые новости

Афиша Беларуси
Форумы по теме
реклама
реклама
реклама

За рубежом


Такое ощущение, что в этом году "Евровидению" не хватило запала. После прошлогоднего московского триумфа с невероятным количеством спецэффектов, технологических и постановочных нововведений церемония "Евровидения-2010" в норвежском Осло смотрелась как концерт художественной самодеятельности, снятый на видео в домашних условиях. Возможно, поэтому настроения в рядах телезрителей по сравнению с прошлыми церемониями заметно поубавилось.

"Евровидение", как известно, одно из самых любимых телевизионных развлечений не только у европейской, но и у российской публики. "Первый канал" настолько популяризировал конкурс, что уже доля трансляции меньше 50% воспринимается скорее как неудача. В этом году "Евровидение" было в эфире канала "Россия 1". Теперь госканалы показывают церемонию поочередно.

"Евровидение" традиционно активнее смотрит московская аудитория. Здесь, как правило, доли под 50%, а то и выше. Прошлогодний рейтинг "Евровидения" в Москве был рекордным за всю историю конкурса, и побить его вряд ли представляется возможным. На "Первом канале" доля составила 64% телевизионной аудитории с рейтингом около 18% (почти каждый пятый житель Москвы находился у телеэкрана). Годом раньше "Евровидение-2008", где победил Дима Билан, благодаря которому Россия и проводила конкурс, смотрело на канале "Россия 1" 52,4% московской аудитории с рейтингом 15,3%.

Причем все эти рекордные показатели "Евровидения" и, соответственно, зрительский интерес к этому конкурсу никогда не были связаны с тем, кто именно представляет Россию на "Евровидении". Наши участники могли занять 15-е, 12-е и бог знает какое место, а рейтинги всегда были высокими. Так что 11-е место Петра Налича и его музыкантов, которые выступили достойно, представив очень качественный именно с музыкальной точки зрения номер, здесь совершенно не может служить объяснением тому, почему в этом году конкурс по стране в целом смотрели меньше прежнего.

Впрочем, несмотря на общее понижение интереса, московские зрители вновь поставили "Евровидение" в число самых популярных проектов недели. На "России 1" конкурс смотрело 46,5% аудитории (это несомненный рекорд в телесезоне) с рейтингом 11,1% (каждый десятый москвич). "Евровидение" в столице лидировало с огромным отрывом от всех других популярных программ, фильмов и сериалов. К его началу доля "России 1" выросла более чем в три раза. А в молодежной аудитории доля "Евровидения" среди москвичей была еще выше: среди тех, кому от 18 до 30 лет, особенно среди женщин, доля превысила 52%. Правда, рейтинг был заметно ниже — около 7%.

А вот у общероссийской аудитории показатели "Евровидения" впервые стали самыми низкими за последние восемь лет. Ниже 40% доля давно не снижалась: в этот раз на церемонии из Осло она откатилась до 35,1% с рейтингом 6,9%.

Но самое примечательное, что даже с такой высокой долей "Евровидение" по стране в целом занимает лишь восьмую строчку в рейтингах. И у молодежной аудитории тоже показатели по стране в целом в районе 32%. Лишь женщины от 18 до 30 лет вновь были активны — здесь доля почти 40%, но также с рейтингом 7%.

Видимо, угадав или почувствовав такое несколько охлажденное настроение российской аудитории к нынешнему "Евровидению", а может, попросту не захотев прикладывать лишних сил к организации еще одного формата, канал "Россия 1" не стал устраивать никакого обсуждения итогов "Евровидения-2010" в своем эфире. Хотя традиционно все ток-шоу по окончании трансляции (и тоже вне зависимости от содержания и уровня дискуссии) даже глубокой ночью имели показатели выше, чем у самого "Евровидения", доли доходили до 60-70% аудитории. В этот раз сразу после церемонии в эфире "России 1" буднично пошли титры художественного фильма под названием "Вечно молодой". Как говорится, концерт окончен.

"Школа" как этап телевизионной истории

Сериал "Школа" Валерии Гай Германики, показ которого закончился на прошлой неделе, безусловно, войдет в историю российского телевидения. 69 серий этого телевизионного проекта стали событием нынешнего телесезона. Да и не только. Уже лет десять ни одна программа, фильм или сериал не вызывали такой бурной дискуссии, такого невероятного резонанса, как "Школа". Мнения резко разделились за и против показа этого сериала на самом массовом канале страны — "Первом". Свое мнение о "Школе" высказывали даже президент Медведев и премьер Путин. Когда такое было...

Что уж говорить о разного уровня чиновниках, депутатах и просто миллионах учителей и родителей, которые в большинстве своем категорически не приняли "Школу". Их можно понять — показ жизни 15-летних подростков в большинстве эпизодов "Школы" выглядит на телеэкране настолько жестко, неприглядно и реалистично, что порой охватывает ужас, что не дай бог твой собственный ребенок живет вот такой абсолютно закрытой и непонятной для родителей жизнью... А еще и учителя в "Школе" показаны не в самом лучшем свете... И кому же понравится, когда на всю страну показывают твои комплексы, болевые точки, язвы и ситуации, из которых трудно найти выход, а иногда ты просто не знаешь, как это сделать...

Идея создания и показа "Школы" изначально принадлежала гендиректору "Первого канала" Константину Эрнсту. Понятно, что канал рисковал, показывая в своем эфире, да еще сначала в столь массовое время (18.20), такой провокационный сериал. И то, что "Школа" даже при наличии весьма неплохой рейтинговой динамики (а в среднем за день сериал смотрело около 25-27% аудитории, повтор серии был еще и в 23.30), после того как больше месяца была в эфире, осталась там только в ночном показе,— это, конечно же, компромисс и уступка канала. Причем не столько программная, как уверяли на "Первом", сколько, конечно, общественно-социальная. Негативный накал общественного мнения был чрезвычайно сильным, "Школу" хотели запретить к эфиру спустя две недели после показа. И реалии нынешней телевизионно-политической жизни таковы, что и решение о запрете или продолжении "Школы" должен был принимать президент страны. К этому все и шло...

Но сериал в эфире остался, хотя и только около полуночи. На протяжении четырех с половиной месяцев у него была разная аудитория. Его смотрело очень много молодых зрителей от 11 до 34 лет (именно среди них сверстники героев "Школы"). Активны были и молодые люди от 18 до 30, и, как всегда, особенно выделялись женщины. Но и среди тех, кто старше 55 лет, зрителей "Школы" миллионы. Иногда показатели зашкаливали за 30%, иногда резко падали до 7-8%. В Москве сериал смотрели менее активно, чем в других городах страны. Общероссийские показатели, особенно опять-таки у молодой аудитории, были заметно выше. В финале доля тех зрителей, кому до 30 лет, доходила до 22-23% при средней доле 15-16%.

Спад динамики сериала в середине объясним. "Школе" была свойственна проблема многих длинных телепроектов: "зацепить" зрителя в конце недели, в четверг, настолько сильно, чтобы он лихорадочно ждал три дня, когда наступит понедельник, а с ним и продолжение, невероятно трудно, особенно при таком, как в "Школе", наборе героев и сюжетных поворотов. Впервые во время показа телевизионного сериала "Первый канал" активно повел аудиторию и в интернет. В сети каждую серию выкладывали на сутки раньше, чем она шла в эфир. В итоге более 1,5 млн просмотров. При этом получалось, что, предоставляя возможность показать очередную серию в интернете, канал сам у себя уводил потенциальных зрителей. Судя по всему, вовлечь в просмотр не только привычную телевизионную аудиторию оказалось не менее важным.

Молодая девушка Валерия Гай Германика (в мастерски проведенном Борисом Берманом и Ильдаром Жандаревым интервью в программе "На ночь глядя" она впервые предстала не столько эпатажной, сколько глубокой и самодостаточной личностью) в художественной форме показала совершенно нетипичную для современного телевидения картинку средней школы. Но картинку четко простроенную, драматургически выверенную и абсолютно законченную. В чем ей, конечно, помогали и сценаристы, и продюсеры, но прежде всего она сама. Германика в "Школе" доказала, что в настоящий момент она и режиссер высокого класса. Как уж пойдет у нее дальше, сказать трудно. Продюсер "Школы" Игорь Толстунов, на счету которого очень много успешных кино- и телепроектов, рассказывал мне с нескрываемым восхищением о том, как 67-я серия "Школы" (по смыслу психологически очень важная, где одна из главных героинь сериала Аня Носова, находясь в кризисном центре, принимает решение покончить собой) снята одним планом, без единой склейки. Камера работала ровно столько, сколько идет серия, 26 минут. Ну а финал, где одноклассники прощаются на кладбище с трагически оборвавшей собственную жизнь Аней Носовой, вызывает настоящую оторопь от степени натурализма и режиссерской бескомпромиссности. Равнодушным зрителем этой сцены остаться просто невозможно.

На следующий день после окончания "Школы" в студию ток-шоу Андрея Малахова "Пусть говорят" (оно получилось на редкость гармоничным) пришли большинство актеров, снимавшихся в сериале. Это невероятно, но было полное ощущение, что в студии сидят не профессиональные актеры, а их герои: Будилова, Епифанов, Шишкова, Носова, Вера, Исаев, Валентина Харитоновна... Это крайне редкая для телевидения степень отождествления экранных героев с реальными исполнителями. В этом, наверное, и была магия "Школы", которую стоит воспринимать, конечно, как придуманное сериальное произведение, но с высокой степенью достоверного, искреннего авторского изложения. Продолжения "Школы" не будет, она закончилась. Те, кто из нее вышел, уже навсегда вписал себя в телевизионную историю 2010 года.

Телерейтинги в России, апрель 2010

Телерейтинги в России, апрель 2010

Арина Бородина