реклама
Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами


"Гордон Кихот" на "Первом канале" одна из самых невнятных программ. Ее главная проблема в том, что у передачи изначально "хромали" ее сценарная конструкция и структура. Сформулированная концепция о том, что в основе "Гордон Кихота" ее ведущий Александр Гордон, чья фамилия и определила название программы, ведет борьбу с "ветряными мельницами", с образами в прессе, книгах и окружающей действительности, мало что проясняла.

Сначала вроде бы суть программы сводилась к тому, что на арену вызывался некто (как правило, человек известный) с каким-то мнением или позицией, которые по мысли ведущего вызывали резонанс. Но и тут без оригинальности. Среди гостей перебывали Ксения Собчак, Сергей Минаев, Никас Сафронов, Сергей Мавроди, Михаил Задорнов... Приглашенные в студию делились на тех, кто за позицию главного героя, и тех, кто против. Все эти люди в свободном режиме выходили в центр студии к столу и вроде бы спорили меж собой. Но программа идет час, гостей много. Говорили, как правило, все хором, и в итоге почти всегда получался хаос. Плюс плохой монтаж, в результате которого смысл дискуссии часто вообще терялся.

Вся эта неразбериха лишь усугубляла судьбу и без того непростроенной программы. Видимо, понимали это и на канале, поскольку "Гордон Кихот" на довольно длительное время исчез из эфира. И это был как раз тот случай, что никто особо не заметил бы потери бойца. Но в новом сезоне передача вновь вышла на "Первом канале". И сказать, что она сильно изменилась в лучшую сторону, было бы сильным преувеличением. Системы выхода по-прежнему нет. Пока вышло шесть программ. Теперь вместо одного героя в центре сюжета некие общие явления, которые ведущий обсуждает с приглашенными гостями. Тут и вред курения, и проблемы доллара и футбола, и глобальное потепление. Темы, для кого-то важные, может быть, даже очень. Но трудно представить, что с таким набором зритель будет ждать эту программу хотя бы раз в месяц. Средняя доля аудитории "Гордон Кихота" в районе 13-14%. Повыше было у футбола (19% в Москве) и у борьбы с курением (более 17% по стране в целом). Но это исключения. Про климат и доллар смотрели лишь 10-12% телезрителей.

И вот в эту пятницу случился настоящий прорыв, ради которого может быть и стоило все это время держать программу "Гордон Кихот" в эфире. Героем программы стал Никита Михалков. И вот что значит сделать программу по понятным и ясным рецептам телевизионной кухни. Есть яркий герой (Михалков), неважно с плюсом или минусом, есть его внятный оппонент (Виктор Матизен), есть конфликт (раскол в Союзе кинематографистов), причем невыдуманный, острый. И, соответственно, есть на чем строить дискуссию, а не ее имитацию. И сразу налицо интерес зрителей! Неважно даже то, что раскол в Союзе кинематографистов — тема вроде бы узкоспециальная, для массовой аудитории, казалось бы, не столь важная и понятная. Но вот даже финал "Минуты славы" на "Первом канале", где определился победитель, получивший 10 млн руб., в пятничный прайм-тайм собрал заметно меньше зрителей, чем программа "Гордон Кихот", которая закончилась в полночь. К началу передачи количество ее аудитории заметно выросло в Москве, составив в итоге 24,3% (у "Минуты славы" — 17,2%). И по стране в целом "Гордон Кихот" собрал более 21% зрителей (у "Минуты славы" было 18,3%.). Таких высоких показателей здесь не было ни разу.

"Гордон Кихот" и вправду получился на редкость зрелищным и, что важно и редко для сегодняшнего телевидения, вполне внятным. Несмотря на то что ряды сторонников Никиты Михалкова были в боевой готовности и пестрили известными именами (Федор Бондарчук, Николай Бурляев, Александр Адабашьян, Евгений Герасимов, Леонид Верещагин), а ряды противников были редкими (уж почему на самом деле несколько кинокритиков покинули студию программы прямо перед ее записью, так до конца и не стало понятным, несмотря на многочисленные объяснения сторон), шоу состоялось. Виктор Матизен, президент Гильдии киноведов и кинокритиков, достойно держал удар, хотя порой Никита Михалков попросту срывался на него. Монтаж программы, судя по всему, был щадящим, позиции сторон прозвучали. Так, известный мультипликатор Юрий Норштейн в своем видеообращении сказал и про конфликт вокруг Союза кинематографистов, а заодно и все, что он думает по поводу качества картины "Обитаемый остров" Федора Бондарчука (господин Бондарчук при показе этого выступления почти побагровел). Вполне достойно выступил и сам ведущий Александр Гордон, который был в меру информативен, в меру экспрессивен, но при этом предоставлял возможность сторонам вести дискуссию. А учитывая явное меньшинство противников Никиты Михалкова, Гордон сдерживал натиск режиссера, порой переходивший в обычную демагогию и оскорбления в адрес оппонентов.

В итоге программа, в которой господин Михалков видел себя скорее самым главным героем, закончилась для него совсем не победоносно, как он на то, видимо, рассчитывал. А для передачи "Гордон Кихот" этот выпуск стал переломным. Если создатели программы и ее ведущий захотят сохранить тенденцию явного зрительского интереса и потенциальную возможность получения высоких рейтингов, то нужно делать передачу по четким лекалам телевизионного дискуссионного шоу. Понятно, что героев уровня Никиты Михалкова и столь определенных конфликтов на каждую программу не наберешь, но уж сложить что-то более актуальное, чем глобальное потепление, Александру Гордону точно по силам, если он сам, конечно, этого захочет.

Ток-шоу "Справедливость", которое почти два месяца выходит на канале РЕН ТВ, одно из успешных открытий этого телевизионного сезона. Премьера программы состоялась 29 марта. И если бы не печальное совпадение с тем, что в этот день в Москве прогремели взрывы в метро, где погибли десятки людей, то первая тема программы была бы настоящей сенсацией на нынешнем телевизионном ландшафте. Впрочем, она таковой и была. Впервые на российском телевидении, да еще в формате дискуссии обсуждали дело юриста Сергея Магнитского, чья смерть в тюрьме вызвала огромный резонанс в обществе, и в дело вынужден был вмешаться даже президент страны, давший указание провести расследование причин, по которым в тюрьме так внезапно погиб вполне здоровый и молодой человек.

За два месяца, что программа "Справедливость" существует в эфире, в ней были самые разные темы, и далеко не все из них носят общественно-политический характер. Более того, многие уже не раз звучали и на канале НТВ, и на "Первом", в том же ток-шоу "Пусть говорят". Но в "Справедливости" их подают иначе. Здесь могут обсуждать и тайну бриллиантов Людмилы Зыкиной, и печальную судьбу Татьяны Самойловой, а могут говорить о страшной статистике детских смертей, о взятках вокруг ЕГЭ, а также о тяжелых взаимоотношениях милиции и российского общества. Но почти каждая программа не отпускает от начала до конца, потому что ее драматургическая конструкция как раз простроена очень точно. Здесь рецепты ток-шоу представлены почти в совершенстве. Сначала в каждой программе была одна тема, сейчас сюжетов может быть несколько, но они объединены общей мыслью. Но главный успех "Справедливости" — это прежде всего ее ведущий, известный адвокат, а ныне депутат от "Единой России" Андрей Макаров. Поначалу его специфическая манера ведения, в том числе какие-то личные привычки и характеристики, несколько отталкивала от экрана. Но потом именно род деятельности господина Макарова как раз и "сделал" ток-шоу "Справедливость" отличным от других аналогичных программ, вполне успешно существующих на других каналах. Ход дискуссии и даже визуальная конструкция этого ток-шоу (частично она заимствована из "Свободы слова", когда-то с успехом выходившей на прежнем НТВ) напоминает судебный процесс, где дается возможность высказаться всем заинтересованным сторонам. А Андрей Макаров как опытнейший адвокат в прямом и переносном смысле контролирует ход этой дискуссии, умело регулируя выступления. И главное, он почти никогда не дает скатиться обсуждению в программе в обычную склоку.

Конечно, с рейтингами у этого ток-шоу все совсем не просто. Канал РЕН ТВ рискнул поставить "Справедливость" с понедельника по четверг в самый разгар вечера — в 21.00. На большинстве каналов в это время идут самые привлекательные для зрителя форматы — сериалы. Ломать привычку зрителей, поставив против них ток-шоу, конечно, сложно. Сначала доля передачи была немногим выше 1,5-2%. Но вот в последнее время ситуация стала заметно меняться. Так, на прошлой неделе "Справедливость" собирала около 5% аудитории в Москве, по стране чуть меньше. И что более важно, это ток-шоу смотрело даже больше зрителей, чем предшествующий ему сериал на РЕН.

И еще о РЕН ТВ. Как всегда, это был фактически единственный российский телеканал, где зрителям не только рассказали, но и показали, как в Междуреченске ОМОН разгонял людей, которые вышли на митинг после того, как в шахте "Распадская" погибли и пострадали их близкие и коллеги (еще был качественный репортаж в "Программе "Максимум"" на НТВ, где картинку с митинга тоже показали, но очень кратко). О том, что жители Междуреченска перекрыли железную дорогу, что ОМОН применил против них силу и что более 20 человек были потом задержаны, в информационных программах всех каналов (кроме РЕН ТВ) не было ни слова. Говорили о чем угодно, но только не об этом. Так, вечером 15 мая, когда картинку с митинга в Междуреченске с камнями, летящими в нападающий на людей ОМОН, стал вовсю давать в эфире уже и канал EuroNews (где, кстати, большой пакет акций принадлежит ВГТРК), главной новостью "Вестей в субботу" у Сергея Брилева на "России 1" стало десятилетие института президентских полпредов в федеральных округах, а у программы "Время" на "Первом канале" — беспорядки... в Таиланде. Уже в который раз государственные каналы зачем-то намеренно цинично скрывают правду. Их новости и новости РЕН ТВ верстаются словно для двух разных стран, живущих по разным законам и разным понятиям профессионального приличия.

Телерейтинги в России, апрель 2010

Телерейтинги в России, апрель 2010

Арина Бородина
-31%
-20%
-15%
-50%
-30%
-30%
-20%
-33%
-10%
0063042