Выберите канал

Выберите канал

Популярные
Кино
Спорт
Познавательные
Развлекательные
Детские
Музыка и мода
Новостные
Белорусcкие
Российские
Каналы МТИС
Каналы "Космос ТВ"
Каналы ZALA
Каналы "Телесеть"
Каналы "Аксиома-Сервис"
Каналы "НТВ Плюс"
Каналы "Триколор ТВ"

Подписки

Новости
Беларусь
За рубежом
Кино
Техника
Коммуникации
Спорт на ТВ
Спутниковые новости

Афиша Беларуси
Форумы по теме
реклама
реклама

За рубежом


"Гордон Кихот" на "Первом канале" одна из самых невнятных программ. Ее главная проблема в том, что у передачи изначально "хромали" ее сценарная конструкция и структура. Сформулированная концепция о том, что в основе "Гордон Кихота" ее ведущий Александр Гордон, чья фамилия и определила название программы, ведет борьбу с "ветряными мельницами", с образами в прессе, книгах и окружающей действительности, мало что проясняла.

Сначала вроде бы суть программы сводилась к тому, что на арену вызывался некто (как правило, человек известный) с каким-то мнением или позицией, которые по мысли ведущего вызывали резонанс. Но и тут без оригинальности. Среди гостей перебывали Ксения Собчак, Сергей Минаев, Никас Сафронов, Сергей Мавроди, Михаил Задорнов... Приглашенные в студию делились на тех, кто за позицию главного героя, и тех, кто против. Все эти люди в свободном режиме выходили в центр студии к столу и вроде бы спорили меж собой. Но программа идет час, гостей много. Говорили, как правило, все хором, и в итоге почти всегда получался хаос. Плюс плохой монтаж, в результате которого смысл дискуссии часто вообще терялся.

Вся эта неразбериха лишь усугубляла судьбу и без того непростроенной программы. Видимо, понимали это и на канале, поскольку "Гордон Кихот" на довольно длительное время исчез из эфира. И это был как раз тот случай, что никто особо не заметил бы потери бойца. Но в новом сезоне передача вновь вышла на "Первом канале". И сказать, что она сильно изменилась в лучшую сторону, было бы сильным преувеличением. Системы выхода по-прежнему нет. Пока вышло шесть программ. Теперь вместо одного героя в центре сюжета некие общие явления, которые ведущий обсуждает с приглашенными гостями. Тут и вред курения, и проблемы доллара и футбола, и глобальное потепление. Темы, для кого-то важные, может быть, даже очень. Но трудно представить, что с таким набором зритель будет ждать эту программу хотя бы раз в месяц. Средняя доля аудитории "Гордон Кихота" в районе 13-14%. Повыше было у футбола (19% в Москве) и у борьбы с курением (более 17% по стране в целом). Но это исключения. Про климат и доллар смотрели лишь 10-12% телезрителей.

И вот в эту пятницу случился настоящий прорыв, ради которого может быть и стоило все это время держать программу "Гордон Кихот" в эфире. Героем программы стал Никита Михалков. И вот что значит сделать программу по понятным и ясным рецептам телевизионной кухни. Есть яркий герой (Михалков), неважно с плюсом или минусом, есть его внятный оппонент (Виктор Матизен), есть конфликт (раскол в Союзе кинематографистов), причем невыдуманный, острый. И, соответственно, есть на чем строить дискуссию, а не ее имитацию. И сразу налицо интерес зрителей! Неважно даже то, что раскол в Союзе кинематографистов — тема вроде бы узкоспециальная, для массовой аудитории, казалось бы, не столь важная и понятная. Но вот даже финал "Минуты славы" на "Первом канале", где определился победитель, получивший 10 млн руб., в пятничный прайм-тайм собрал заметно меньше зрителей, чем программа "Гордон Кихот", которая закончилась в полночь. К началу передачи количество ее аудитории заметно выросло в Москве, составив в итоге 24,3% (у "Минуты славы" — 17,2%). И по стране в целом "Гордон Кихот" собрал более 21% зрителей (у "Минуты славы" было 18,3%.). Таких высоких показателей здесь не было ни разу.

"Гордон Кихот" и вправду получился на редкость зрелищным и, что важно и редко для сегодняшнего телевидения, вполне внятным. Несмотря на то что ряды сторонников Никиты Михалкова были в боевой готовности и пестрили известными именами (Федор Бондарчук, Николай Бурляев, Александр Адабашьян, Евгений Герасимов, Леонид Верещагин), а ряды противников были редкими (уж почему на самом деле несколько кинокритиков покинули студию программы прямо перед ее записью, так до конца и не стало понятным, несмотря на многочисленные объяснения сторон), шоу состоялось. Виктор Матизен, президент Гильдии киноведов и кинокритиков, достойно держал удар, хотя порой Никита Михалков попросту срывался на него. Монтаж программы, судя по всему, был щадящим, позиции сторон прозвучали. Так, известный мультипликатор Юрий Норштейн в своем видеообращении сказал и про конфликт вокруг Союза кинематографистов, а заодно и все, что он думает по поводу качества картины "Обитаемый остров" Федора Бондарчука (господин Бондарчук при показе этого выступления почти побагровел). Вполне достойно выступил и сам ведущий Александр Гордон, который был в меру информативен, в меру экспрессивен, но при этом предоставлял возможность сторонам вести дискуссию. А учитывая явное меньшинство противников Никиты Михалкова, Гордон сдерживал натиск режиссера, порой переходивший в обычную демагогию и оскорбления в адрес оппонентов.

В итоге программа, в которой господин Михалков видел себя скорее самым главным героем, закончилась для него совсем не победоносно, как он на то, видимо, рассчитывал. А для передачи "Гордон Кихот" этот выпуск стал переломным. Если создатели программы и ее ведущий захотят сохранить тенденцию явного зрительского интереса и потенциальную возможность получения высоких рейтингов, то нужно делать передачу по четким лекалам телевизионного дискуссионного шоу. Понятно, что героев уровня Никиты Михалкова и столь определенных конфликтов на каждую программу не наберешь, но уж сложить что-то более актуальное, чем глобальное потепление, Александру Гордону точно по силам, если он сам, конечно, этого захочет.

Ток-шоу "Справедливость", которое почти два месяца выходит на канале РЕН ТВ, одно из успешных открытий этого телевизионного сезона. Премьера программы состоялась 29 марта. И если бы не печальное совпадение с тем, что в этот день в Москве прогремели взрывы в метро, где погибли десятки людей, то первая тема программы была бы настоящей сенсацией на нынешнем телевизионном ландшафте. Впрочем, она таковой и была. Впервые на российском телевидении, да еще в формате дискуссии обсуждали дело юриста Сергея Магнитского, чья смерть в тюрьме вызвала огромный резонанс в обществе, и в дело вынужден был вмешаться даже президент страны, давший указание провести расследование причин, по которым в тюрьме так внезапно погиб вполне здоровый и молодой человек.

За два месяца, что программа "Справедливость" существует в эфире, в ней были самые разные темы, и далеко не все из них носят общественно-политический характер. Более того, многие уже не раз звучали и на канале НТВ, и на "Первом", в том же ток-шоу "Пусть говорят". Но в "Справедливости" их подают иначе. Здесь могут обсуждать и тайну бриллиантов Людмилы Зыкиной, и печальную судьбу Татьяны Самойловой, а могут говорить о страшной статистике детских смертей, о взятках вокруг ЕГЭ, а также о тяжелых взаимоотношениях милиции и российского общества. Но почти каждая программа не отпускает от начала до конца, потому что ее драматургическая конструкция как раз простроена очень точно. Здесь рецепты ток-шоу представлены почти в совершенстве. Сначала в каждой программе была одна тема, сейчас сюжетов может быть несколько, но они объединены общей мыслью. Но главный успех "Справедливости" — это прежде всего ее ведущий, известный адвокат, а ныне депутат от "Единой России" Андрей Макаров. Поначалу его специфическая манера ведения, в том числе какие-то личные привычки и характеристики, несколько отталкивала от экрана. Но потом именно род деятельности господина Макарова как раз и "сделал" ток-шоу "Справедливость" отличным от других аналогичных программ, вполне успешно существующих на других каналах. Ход дискуссии и даже визуальная конструкция этого ток-шоу (частично она заимствована из "Свободы слова", когда-то с успехом выходившей на прежнем НТВ) напоминает судебный процесс, где дается возможность высказаться всем заинтересованным сторонам. А Андрей Макаров как опытнейший адвокат в прямом и переносном смысле контролирует ход этой дискуссии, умело регулируя выступления. И главное, он почти никогда не дает скатиться обсуждению в программе в обычную склоку.

Конечно, с рейтингами у этого ток-шоу все совсем не просто. Канал РЕН ТВ рискнул поставить "Справедливость" с понедельника по четверг в самый разгар вечера — в 21.00. На большинстве каналов в это время идут самые привлекательные для зрителя форматы — сериалы. Ломать привычку зрителей, поставив против них ток-шоу, конечно, сложно. Сначала доля передачи была немногим выше 1,5-2%. Но вот в последнее время ситуация стала заметно меняться. Так, на прошлой неделе "Справедливость" собирала около 5% аудитории в Москве, по стране чуть меньше. И что более важно, это ток-шоу смотрело даже больше зрителей, чем предшествующий ему сериал на РЕН.

И еще о РЕН ТВ. Как всегда, это был фактически единственный российский телеканал, где зрителям не только рассказали, но и показали, как в Междуреченске ОМОН разгонял людей, которые вышли на митинг после того, как в шахте "Распадская" погибли и пострадали их близкие и коллеги (еще был качественный репортаж в "Программе "Максимум"" на НТВ, где картинку с митинга тоже показали, но очень кратко). О том, что жители Междуреченска перекрыли железную дорогу, что ОМОН применил против них силу и что более 20 человек были потом задержаны, в информационных программах всех каналов (кроме РЕН ТВ) не было ни слова. Говорили о чем угодно, но только не об этом. Так, вечером 15 мая, когда картинку с митинга в Междуреченске с камнями, летящими в нападающий на людей ОМОН, стал вовсю давать в эфире уже и канал EuroNews (где, кстати, большой пакет акций принадлежит ВГТРК), главной новостью "Вестей в субботу" у Сергея Брилева на "России 1" стало десятилетие института президентских полпредов в федеральных округах, а у программы "Время" на "Первом канале" — беспорядки... в Таиланде. Уже в который раз государственные каналы зачем-то намеренно цинично скрывают правду. Их новости и новости РЕН ТВ верстаются словно для двух разных стран, живущих по разным законам и разным понятиям профессионального приличия.

Телерейтинги в России, апрель 2010

Телерейтинги в России, апрель 2010

Арина Бородина