Выберите канал

Выберите канал

Популярные
Кино
Спорт
Познавательные
Развлекательные
Детские
Музыка и мода
Новостные
Белорусcкие
Российские
Каналы МТИС
Каналы "Космос ТВ"
Каналы ZALA
Каналы "Телесеть"
Каналы "Аксиома-Сервис"
Каналы "НТВ Плюс"
Каналы "Триколор ТВ"

Подписки

Новости
Беларусь
За рубежом
Кино
Техника
Коммуникации
Спорт на ТВ
Спутниковые новости

Афиша Беларуси
Форумы по теме
реклама
реклама
реклама
реклама

За рубежом


Такого резонанса уже очень давно не вызывал ни один телевизионный проект. Тем более сериал. "Школа", которая идет на "Первом канале" с 11 января, произвела эффект настоящей бомбы. Этот телевизионный сериал обсуждают сейчас везде: в поликлиниках, парикмахерских. Само собой, в школах. Интернет бурлит. О "Школе" говорят чиновники и политики. Члены фракции "Единая Россия" чуть ли не впервые раскалываются за и против. И тоже из-за "Школы".

О сериале высказался министр образования Андрей Фурсенко, на совещаниях в Кремле "Школу" как явление обсуждают на полном серьезе. "Школа" всколыхнула общественное мнение. Хотя это ведь обычный телевизионный сериал. Именно сериал, а не нечто большее! Но уж такая у нас в стране, наверное, ментальность и психология восприятия, что поэт больше, чем поэт. Писатель больше, чем просто писатель. А "Школа", прорвавшая во многом залакированную телевидением действительность, стала почему-то больше, чем сериалом. Попала в нерв.

Автором идеи сериала "Школы" и одним из продюсеров стал генеральный директор "Первого канала" Константин Эрнст. Именно он и предложил одному из известных в стране продюсеров, главе компании "Профит" Игорю Толстунову сделать такой проект как "Школа", пригласил режиссером сериала Валерию Гай Германику, которая уже успела прогреметь со своим фильмом "Все умрут, а я останусь". Этот фильм продюсировал Толстунов, и в 2008 году на Каннском кинофестивале картина получила специальный приз жюри "Золотая камера". Гай Германике исполнится скоро 26 лет. Она даже на фоне режиссеров, которых сегодня принято относить к новой волне, совсем молодая. И стиль, и образ Валерии Гай Германики непривычен для восприятия массовой аудитории, тем более той, которая в большинстве своем смотрит телевизор. Эта девушка выглядит как подросток с пирсингом в носу, с эпатирующими прическами и соответствующим стилем в одежде. Многие возмущаются: разве вот такая, с пирсингом в носу, может снять что-то нормальное, да еще про школу... Оказалось, что смогла. Да еще как! Занятно и не похоже ни на что прежнее.

Сюжет "Школы" — обычная школа. Главные герои — ученики девятого класса. Идет начало третьей четверти. В классе звучат бесконечные словечки-паразиты, подростковый сленг: "Ты че — да ниче", "прикольно", "отстой", "клево" и прочее. И так почти каждые пять минут. И вроде все по схеме, которая изначально так возмущает многих: подростки ругаются матом, учиться не хотят. Учителя в массе своей примитивные, берут взятки, на учеников смотрят свысока. Пожилой учитель истории утверждает девятикласснику, что личность в последний раз встречал году в 80-м. Потом у учителя случится инсульт, когда он на своем юбилейном вечере увидит подброшенные ему фотографии полуголой внучки, снявшейся в эротической фотосессии. Внучка еще та. Выданные бабушкой 500 руб. на покупку лекарств для парализованного дедушки цинично тратит на модную прическу в парикмахерской. У девочки протест против них: дед ее два года не пускает в школу, держит на домашнем обучении. Подана эта сюжетная линия настолько реалистично, что ежишься, видя эти взаимоотношения бабушки и внучки. Ну и так примерно во всем. Общий фон: школьники курят у школы, пьют пиво на последнем этаже, про Пушкина рассказывают на литературе, что он негр, а женщины его любили только за большой пенис и африканскую экзотику. Читают стихи Алины Витухновской, говорят о сексе, разумеется, им занимаются, ну и бесконечные самоутверждения...

"Школа" — провокативный сериал, отчасти напоминающий по стилистике реалити-шоу. Титров актеров и создателей в сериале нет. И нет сознательно. А теперь канал отказался и публиковать анонсы следующих серий, чтобы усилить от "Школы" эффект реалити. Операторская камера в сериале скачет, кадры мелькают, словно в клипе. Порой не успеваешь уследить за действием: снимают то снизу, то сбоку, то через длинный план. И это тоже порой вызывает раздражение — ведь это же непривычно для глаза в традиционном сериальном формате.

И вот здесь главный парадокс "Школы". Она радикально отличается от привычного стандарта многосерийных сериальных историй, а в первом сезоне "Школы" запланировано аж 60 серий — то есть показ рассчитан в эфире до мая. Но даже в самых, казалось бы, современных с точки зрения нынешней жизни сериалах последних лет — "Не родись красивой", "Маргоше", "Спальном районе", в том же идущем сейчас "Креме" — во главе угла все-таки придуманная, смоделированная и прописанная на основе сериальных рецептов сказка-действительность. Работают схемы. Работают типажи. В "Школе" все схемы разрушены. Там моделируется реальность. И оттого у всех, кто смотрел "Школу", только две реакции: у нас было так же, или у нас такого не было. Бывает, правда, еще третья: у нас так не было, но я знаю, что так бывает, а может быть, и еще хуже. То есть в "Школе" максимальная вовлеченность зрителя в проект.

Но при этом, как уже сказано, "Школа" — это сериал, причем очень длинный. Значит, он должен держать зрителей. А любой сериал, если он хорошо сделан, должен увлекать именно историями конфликтов его главных героев. Их чувствами. И их мотивацией. Так называемыми сериальными "крючками".

А вот в "Школе" поначалу просто нет историй. И сначала режиссерский подход вызывает протест: а нормальные, в общечеловеческом смысле, увлечения у этих девятиклассников вообще есть?! Они хоть чем-то дорожат?.. И вдруг на третьей серии пошло. Начали раскрываться характеры, стали создаваться коллизии-зацепки, за которыми любопытно следить: одна девочка занимается ... народными танцами. Не на фитнес, заметьте, ходит, а танцы народов мира изучает, после чего, идет... домой. Другой, родом из одной из кавказских республик, с которым никто в классе не дружит, не знает, что представляет собой стриптиз-клуб. Он по вечерам не тусуется, а на вопрос удивленного товарища "А че тогда делаешь?" отвечает: "Обычно телек смотрю". Он еще при этом благодаря матери, школьной буфетчице, подкармливает товарища и его младшего брата, у которых в семье, похоже, полная нищета. Тот, в свою очередь, в знак благодарности приглашает "потусить" на украденные у одноклассницы деньги, а в итоге называет нового друга "черножопым", оскорбляет его мать, утверждая, что она ворует из столовой. Тот в ответ "бьет морду", вступается за маму! У одного из главных героев этого 9-го "А" мать тяжело больна, и дома он совсем другой — заботливый сын.

Еще линия: учительница возвращает полученную взятку ученице, говоря при этом, что брала деньги в долг у ее матери. Деньги у девочки крадут прямо в школе, а в сумке $2 тыс. Она в ужасе боится сказать об этом родителям. Но признается учительнице. Та — в шоке. А у главной секс-дивы класса разводятся родители, и для матери и для нее шок — обеспечивавший их отец женится на другой. Молодая привлекательная учительница физики, которую, споря на деньги, пытается "закадрить" ее ученик, крутит что-то вроде романа как раз с его отцом. В общем, сюжетные линии вполне настраивают тех, кто все же любит смотреть сериалы, на то, чтобы следить за "Школой" дальше. Многие характеры и поступки — как в жизни, но иногда они неправдоподобны. Здесь все-таки сказывается молодость режиссера и сценаристов. Ну и потом, это все-таки придуманный сериал.

Рейтинги первой недели показывают: "Школу" смотрят во всех возрастных категориях. И женщины, и мужчины. Дети, подростки, пожилые люди. Особенных, рекордных рейтингов в общем нет, но много неожиданного. Каждый вечер на "Первом канале" сериал выходит дважды в день: сначала в 18.20, затем повтор в 23.30. И такое программирование для сериала тоже впервые. Как поясняет Константин Эрнст, та серия, что после шести вечера, рассчитана на учеников, другая скорее для родителей, и тех, кто школу уже закончил. В среднем в 18.20 "Школу" смотрит около 17% аудитории. И этот показатель стабилен. А вот среди тех, кому от 11 до 34 лет, показатели выше — до 20%. Именно в эту возрастную категорию входят как раз и нынешние школьники. И значит, про своих сверстников, похожих или совершенно других, им смотреть интересно. Иначе чем объяснить, что они стали смотреть по телевизору сериал "Школа"... Но максимальный показатель доли аудитории сериала у тех, кому от 18 до 30. Здесь процент зрителей составляет до 22-23%. А в четверг, например, у тех, кому до 30 лет, доля четвертой серии (действительно интересной) и вовсе составила 31,1%!

Характеристика аудитории "Школы", конечно, меняется. Причем меняться, судя по всему, она будет еще не раз. Если на прошлой неделе показатели серий в 23.30 росли у зрителей до 45 и до 54 лет (в среднем зрителей здесь 12-14%), то уже в понедельник, 18 января, среди тех, кто смотрит сериал около полуночи, выросло как раз число 25-30-летних. В любом случае, большой интерес к "Школе" налицо. Особенно у молодых

Рейтинги — пока единственная объективная реальность, чтобы судить о реакции на "Школу" с точки зрения обратной связи со зрителем. Если суммировать показатели, характеризующие количество зрителей, которые смотрят "Школу" в течение дня, и в 18.20, и в 23.30, а понятно, что это не одни и те же люди, а совсем разные категории зрителей,— то общий показатель превышает 30% аудитории. А это уже внушительные цифры и успех для столь нестандартного и абсолютно нетипового сериального проекта. Любопытно и то, что активнее всего смотрят "Школу" не в Москве, а в провинции: общероссийские доли аудитории выше столичных.

Каким будет дальнейшее будущее "Школы", сейчас прогнозировать невозможно. Массовый зритель может не выдержать 60 серий. Правда, не факт, что они и выйдут в эфир. Сейчас всерьез говорят не столько о сюжетных коллизиях "Школы", а о том, как отреагирует Дмитрий Медведев на просьбу учителей, которые в рамках церемонии открываемого на днях Года учителя хотят передать ему открытое письмо, призывающее запретить сериал к показу в эфире. Вот ведь порой поражаешься, где на самом деле может создаваться реальный сценарий "Школы". Наверное, только в нашей стране такое может быть: главное слово в судьбе сериала будет не за зрителями, которые смотрят "Школу" в телевизионном эфире, а за президентом страны и его подчиненными в кремлевских кабинетах.

Телерейтинги в России, октябрь 2009
*Показатели общероссийских рейтингов носят предварительный характер.


Арина Бородина

Арина Бородина