Выберите канал

Выберите канал

Популярные
Кино
Спорт
Познавательные
Развлекательные
Детские
Музыка и мода
Новостные
Белорусcкие
Российские
Каналы МТИС
Каналы "Космос ТВ"
Каналы ZALA
Каналы "Телесеть"
Каналы "Аксиома-Сервис"
Каналы "НТВ Плюс"
Каналы "Триколор ТВ"

Подписки

Новости
Беларусь
За рубежом
Кино
Техника
Коммуникации
Спорт на ТВ
Спутниковые новости

Афиша Беларуси
Форумы по теме
реклама
реклама
реклама
реклама

За рубежом


На портале Sostav.ru состоялась онлайн-конференция президента НАТ России Эдуарда Сагалаева. В течение конференции было задано 169 вопросов. Публикуются часть из них, имеющих непосредственное отношение к телерадиовещанию.

- Каким образом осуществляется "государственный надзор" за главными телеканалами страны? Существует какой-нибудь орган, или это происходит спонтанно? Или, как говорится, Эрнст всему голова?

- Это целая химия. Конечно, сейчас не времена горбачевской перестройки, где и я, и многие другие журналисты чувствовали себя как рыбы в воде. В результате некоторых повело на мессианство. Мы тогда шутили: "Какое время - такая и программа". Как Вы догадались, речь шла о программе "Время", а я тогда как раз был её главным редактором...

Времена изменились. Некоторые из руководителей каналов советуются с "кем надо", некоторым советуют, когда надо, некоторые поступают так, как считают нужным, и это называется "внутренняя цензура". Но не всё так плохо. Я видел и вижу много блестящих репортажей и выпусков новостей. Чего стоит одна только Анна Нельсон на "Первом канале" или круглосуточная работа "Вестей 24", или "Неделя с Марианной Максимовской", которая только что была удостоена ТЭФИ.

- Как Вы думаете, в конечном итоге Интернет уничтожит телевидение или все-таки произойдет некое, скажем так, слияние? Или же вообще ничего не изменится в будущем?

- Хороший вопрос. Потому что он лёгкий. Существует такое понятие "конвергенция телевидения и Интернета": поскольку современные технологии позволяют смотреть на экране PC фильмы и программы в стандарте высокой четкости, а экраны телевизора использовать как монитор компьютера. Более того, так называемая цифровизация (это без иронии) подразумевает наличие параллельно четырёх экранов: кинотеатра, ТВ, компьютера и мобильника. И всё это увязано в одну систему. Например, в цифровом кинотеатре вы можете смотреть фильмы, принятые онлайн со спутника или из кабельной сети... Но, разумеется, было бы неверным не сказать о том, что часть, и довольно значительная, молодёжной аудитории перетекает от ТВ в Интернет. Ну, не хотят они, такие-растакие, смотреть вместе с родителями шоу Петросяна. Особенно, если в семье один телевизор.

- Вы сами сказали, что на человека очень сильно влияют первые впечатления – первые воспоминания, так сказать социальный импринтинг. За Вашу долгую и успешную медийную карьеру Вам есть что сравнивать. Согласны ли Вы с тем, что не телевидение делает общество, а общество творит телевидение? Модный ныне прагматизм так и лезет на экран. Все это в какой-то степени объясняет грянувший кризис или дело не в этом? Нет ли у Вас тоски по ушедшей романтике, по юношескому идеализму и радует ли Вас современный медийный прагматизм? Видна ли еще душа телевизионщиков из-за толстого кошелька?

- Безусловно, всепожирающий прагматизм, который идёт рука об руку с атеизмом, цинизмом, эгоцентризмом - настоящая нравственная чума нашего времени. Утешает, что есть масса людей, которые противостоят этому. Для меня совершенно очевидно, что число людей, особенно молодых, которые задают себе и пытаются ответить на "вечные вопросы", растёт в геометрической прогрессии. В частности, для таких людей я и работал целых 3 года над своим проектом "Мистические путешествия" и кабельным каналом "Психология 21". Удивительно, что оба эти проекта несколько раз оказывались в ситуации краха. Я сам был на грани отчаяния, а в эфире они появились с разницей в 5 дней. При этом будучи совершенно независимыми друг от друга.

- Как Вы оцениваете общий культурный уровень современного ТВ? Что случится с молодежью, которая вырастет на этом ТВ?

- Моя любимая фраза на эту тему: надо поменять соотношение пошлости и правды на нашем телевидении. А вообще-то есть "Бибигон", "Теленяня", канал "Культура", масса замечательных кабельных каналов, много хороших фильмов и передач на "Большом ТВ".

Не надо кушать всё подряд. Лично я, когда мне было 6 лет, читал Эмиля Золя, а меня заставляли "Пионерскую правду". Золя победил

- Скажите, где готовят настоящих специалистов телеэкрана, какими основными качествами должен обладать современный тележурналист и кого из ныне работающих Вы считаете хорошим тв-специалистом?

- Если про учебные заведения, то ВГИК или Высшие режиссёрские курсы. Если про жизнь, то самые талантливые люди на ТВ пришли из технических ВУЗов (А.Масляков, например, А.Акопов) или приехали из провинции (Л.Парфёнов) или начинали курьерами, осветителями, таскали кабель (И.Демидов). Разбаш был видеоинженером, взглядовцы радийщиками. Надо быть настойчивым, смелым и, простите, хотя бы немножко талантливым.

- Назовите сходу самый лучший проект нашего ТВ – неважно, прошлый или нынешний. Что лично Вам нравится, а что - нет?

- Самые лучшие проекты - те, к которым я имел отношение: "12-ый этаж", "Взгляд", "Что? Где? Когда?", "КВН", "Открытые новости" (с Сорокиной), "В мире людей", где-то я был автором, где-то - ведущим, где-то просто рядом стоял. Уж простите, но о чувстве собственной важности я уже говорил. Оно преодолено. Никаких иллюзий. Мне просто нравится то, что я делал на ТВ.

- Как Вы относитесь к телерекламе, которую транслируют на российских каналах? Может быть, у Вас есть и любимый проект?

- Свежее дыхание облегчает понимание, тухлое дыхание затрудняет понимание, отсутствие дыхания прекращает понимание. Это не я, это Тимур Шаов написал, замечательный бард. К рекламе отношусь иронично, но с пониманием, что и здесь есть свои таланты, и что без неё телевидению никуда.

- Вам не кажется, что развлекательного телевидения как-то слишком много?

- Ой, кажется.

- Пару лет назад, по-моему, журналисты объявили бойкот премии ТЭФИ. Правильно ли они поступили? В этом году обратила внимание, что ТЭФИ поддерживает газета "Коммерсант".

- Проблема в том, что последнее время в ТЭФИ практически не участвуют ВГТРК, НТВ и ТНТ. У них есть свои резоны на это. Конечно, премия из-за этого страдает. В этом году номинация "Профессии" достаточно успешно прошла в Москве, а номинация "Лица" пройдёт в Питере (26 сентября), куда я сегодня и поеду. Газета "Коммерсантъ" тут по большому счету ни при чем. Это просто хорошая газета, которая профессионально пишет про телевидение.

- Ваш прогноз, как скоро произойдет полная интергация СМИ, как электронных так и печатных.

- Электронные СМИ уже слились в экстазе, печатные - практически все имеют электронные версии, а некоторые перестают выпускаться в бумажном виде. Но мне как человеку, который когда-то работал в Самаркандской газете, будет ужасно жалко, если однажды утром я не открою газету и не почувствую запах свежей типографской краски.

Таких как я довольно много и пока мы живы, газеты будут выходить в свет

- В последнее время на российском ТВ наблюдается тенденция программ, которые создают бывшие КВНщики или создаются шоу со звездами (Большие гонки, ледовые шоу и т.д.). Как Вы считаете, насколько долго продлится эта "эпоха"? И что придет на смену этим программам?

- Никто не знает, как и почему меняются тренды на телевидении. Одно время мир захлестнули мыльные оперы с Вероникой Кастро, потом на смену пришёл "Большой брат" (и ему подобные реалити-шоу). Мне бы хотелось видеть будущее телевидения в интерактивности, т.е. прямом общении аудитории со студией - прямом, честном и открытом. Когда это произойдёт и будет ли вообще - не знаю, но по мере сил стараюсь приблизить это время.

- На протяжении многих лет не перестаю вспоминать с удовольствием работу под Вашим началом на канале ТВ6-Москва. Прекрасный был канал и потрясающее было время! Спасибо Вам за школу жизни и за профессиональный подход к делу. Благодаря Вам я работаю, и не безуспешно, в этой отрасли уже почти 15 лет. Сейчас Вы запускаете новый канал "Психология". Организовали премию "Золотой Луч". Считаете, что будущее за нишевыми и платными каналами? Есть у нас перспектива перейти на систему а ля-карт? Как долго наш отечественный зритель будет привыкать к тому, что телевидение должно быть платным, как и все остальные услуги?

- Спасибо за добрые слова. Уже сейчас можно смотреть 200 каналов спутникового, кабельного и интернет-телевидения. Это тот тип телевидения, за которое люди голосуют рублём и которое адресовано очень конкретной, так называемой "нишевой" аудитории.

Например, канал "Психология 21" на "Стриме" делается для тех, кого интересуют такие вещи, как душа, эмоции, отношения между людьми. Очень хочу как художественный руководитель этого канала, чтобы его аудитория была достаточно широкой и он смог уцелеть в конкурентной борьбе

- Чтобы делать хорошее телевидение нужны хорошие деньги, помноженные на талант, разумеется. Относительно центральных каналов - все очевидно. Известны ли Вам примеры телекомпаний в регионах, которые делают качественный и популярный продукт, который в состоянии урезать долю рейтингов центральных каналов?

- Конечно, известны. Это, например, ТВ-2 в Томске (17 премий ТЭФИ), "Афонтово" в Красноярске, "Четвертый канал" в Екатеринбурге, филиал ВГТРК в Самаре и еще десятки примеров.

- У нас есть хорошие традиции. С теплом вспоминается "Клуб путешественников" Сенкевича, "В мире животных" Дроздова, альманах "Вокруг Света". Так когда же мы увидим "Русское Дискавери"?

- Очень скоро. И даже не один. Готовятся к запуску спутниковый канал "Страна" и канал "Русская жизнь". Знаю этих людей и уверен, это будут замечательные каналы.

- Смогли бы Вы убедить человека смотреть телевизор? Если да, то как?

- Уверен, что Вы захотите хотя бы одним глазком посмотреть мои "Мистические путешествия". В этом сериале фильм о холотропном дыхании, 3 фильма об Индии, фильм о Старцах из Оптиной Пустыни, фильм о художниках - "психонавтах". А на канале "Психология" я буду вести еженедельную программу под названием "Мудрость идиота или Энциклопедия ошибок Эдуарда Сагалаева", где я расскажу, как не надо жить. А как надо - Вы поймёте сами. Убедил?

- Можете ли Вы сказать, в чем разница между нашим ТВ и западным? В чем проблема? Неужели индустрия развлечений в своем развитии ушла настолько далеко в Европе и США, что мы не можем их нагнать?

- Не вполне с этим согласен. На западном ТВ есть много такого, отчего с души воротит. А среди двухсот с лишним российских каналов много таких, до которых и западному ТВ не дотянуться. Телевидение, всё-таки - не западное, восточное или российское. Оно или чистый бизнес, или что-то, хотя бы чуть-чуть связанное с "разумным, добрым и вечным".

- В чем смысл телевидения сегодня?

- Делать деньги, дурачить людей, а также просвещать их, развлекать, радовать, заставлять думать.

- Судя по нынешней телепродукции, перед телевидением стоит совершенно определенная задача - поддерживать интеллектуальную, эмоциональную и нравственную деградацию общества. Государству не нужен сознательный гражданин, ему нужен тупой потребитель, биомасса. И телевидение очень успешно справляется с госсзаказом, развлекая трудящихся бесконечными веселящими шоу или пугающими оперативными сводками. На этом привычном фоне было полной неожиданностью увидеть Вашу передачу, посвященную Грофу. Вы как человек, имеющий опыт холонавта, осознаете, скорее всего, что жизнь и смерть конкретного человека, не есть его начало и его конец. Верите ли Вы в то, что зло наказуемо? В то, что добро способно победить? И еще один вопрос, как Вам кажется, как изменится общество, если в один прекрасный день телевидения не станет совсем?

- По-моему, это и есть самый лучший вопрос. Я бы снял телевизионный фильм про то, как в один день не стало телевидения. Любопытно! А вообще Ваши размышления и догадки - в резонансе со мной. Желаю Вам новых открытий, по возможности позитивных.