Выберите канал

Выберите канал

Популярные
Кино
Спорт
Познавательные
Развлекательные
Детские
Музыка и мода
Новостные
Белорусcкие
Российские
Каналы МТИС
Каналы "Космос ТВ"
Каналы ZALA
Каналы "Телесеть"
Каналы "Аксиома-Сервис"
Каналы "НТВ Плюс"
Каналы "Триколор ТВ"

Подписки

Новости
Беларусь
За рубежом
Кино
Техника
Коммуникации
Спорт на ТВ
Спутниковые новости

Афиша Беларуси
Форумы по теме
реклама
реклама
реклама
реклама

За рубежом


АЛЕКСАНДР КЛЕНИН,

Рынок неэфирного телевидения продолжит свой органический рост, несмотря на кризисные явления в экономике, считают некоторые эксперты. О перспективах развития этого сегмента в России, его специфике и экономике в интервью корреспонденту РБК daily рассказал генеральный директор "NBC Universal Глобальная сеть" МЕРАБ ГАБУНИЯ.

— Насколько кризис отразился на работе неэфирных каналов?

— Неэфирные каналы не могут существовать вне рынка и вне общей мировой и российской ситуации. Однако кризис повлиял не в том аспекте, как мы ожидали. Потребительский спрос остался прежним. Мы не видим, чтобы была какая-то серьезная волна отключений у операторов. А мы полностью зависим от объема рынка. Если операторы начнут терять абонентов, это отразится и на самочувствии каналов. Пока наметилась тенденция приостановки развития российских телеканалов, которые начали испытывать нехватку средств. Нельзя сказать, что каналы отключаются и закрываются, но появляется достаточно большое количество повторов, заметен менее дорогой закупочный контент. В этом отношении NBC Universal не подверглась никаким изменениям с точки зрения программинга, который был запланирован по закупке контента и наполнению каналов. Финансирование каналов осталось в том же объеме, как и до кризиса. Осталась в соответ­ствии с планом и дистрибуция.

— Если говорить о рынке неэфирного телевидения в целом, насколько он изменится в объемах?

— В 2008 году мы ожидали, что объем рынка этого года вырастет на 15—20%. На сегодняшний день тем не менее нельзя сказать, что есть отставание. Органический рост у операторов все равно есть. К сожалению, приторможены некоторые серьезные инвестиционные проекты по запуску и строительству новых сетей. Возможно, к концу 2009 — началу 2010 года мы можем недосчитаться тех абонентов, которых рынок в целом учитывал в своем росте. Все будет зависеть от дальнейшего развития экономической ситуации. Если взять за основу по­следние заявления руководства страны и ведущих экономистов, то мы хотим верить, что все худшее позади, и для рынка платного телевидения в том числе. Пострадать в любом случае могут только новые проекты. Текущие проекты как работали, так и работают сейчас.

— Каковы ваши прогнозы по рынку в динамике в этом году?

— В отличие от запланированных 20% мы ожидаем рост в 12—13%. Органический рост все равно будет внутри существующих сетей. Новые абоненты все равно появляются.

— Согласны ли вы с утверждением, что, делая ставку на рекламу, нишевые каналы теряют в своей привлекательности, так как немалая часть подписчиков ожидает от платного телевидения отсутствия навязчивой рекламы?

— В определенной степени подобное утверждение справедливо. Если мы будем говорить о глобальном рынке платного телевидения как полностью устоявшемся и структурированном. Вы не увидите рекламу на западных премиальных каналах. Такие каналы не входят в общий пакет. За счет высокой стоимости канала владельцы могут получать прибыль. Каналы базового и расширенного пакета работают в другом режиме. Они собирают абонентскую плату с операторов и размещают рекламу. Разница в размещении рекламы на эфирных и неэфирных каналах существенна. Во-первых, в объемах. Именно большой объем рекламы больше всего раздражает аудиторию эфирных каналов. Мы, безусловно, это учитываем, и количество нашей рекламы не настолько большое, чтобы кого-то раздражало. Еще один плюс в том, что мы не прерываем наши передачи рекламой.

— Каково соотношение на ваших каналах в наполнении бюджета между лицензионными платежами и рекламой?

— Мы не делаем разделения между ними, так как это наш совокупный доход. Конечно, это все посчитать можно. С точки зрения нашего бизнеса это не так существенно. Нам важно, чтобы совокупное сальдо у каналов было положительное. К тому же эта цифра очень часто меняется. У нас бывают спонсорские размещения, блоки рекламы и т.п. На неэфирных каналах планировать объем рекламы пока практически невозможно. Рынок только создается, и не с чем сравнивать еще. Еще год-два мы поработаем в таком режиме и поймем, как этот рынок работает и как формируются продажи рекламы. Сейчас же мы тратим огромное количество времени и средств на обучение и объяснение рекламодателям ценности размещения рекламы на неэфирных телеканалах. Есть ряд крупных международных брендов, которые без опаски уже давно и успешно это делают. Наши рекламодатели пока, к сожалению, не спешат на тематические каналы. Хотя понимание, что неэфирное телевидение — более гибкое медиа с точки зрения понимания нужд рекламодателя, чем эфирное. Есть и плюсы с точки зрения рекламного законодательства по товарам и услугам, которые можно продвигать у нас.

— Правильно ли я понимаю, что аудитория неэфирного канала — это люди с высоким уровнем дохода, среднего возраста, которым интересны финансовые услуги, автомобили и гаджеты. Но именно эти отрасли больше всего пострадали из-за кризиса. Насколько сейчас изменился пул рекламодателей?

— Определенное падение объема рекламы ощущается и на неэфирном ТВ. Но в целом пока измерители фиксируют падение объема рекламы на эфирных каналах на 30—40%. На неэфирном телевидении таких катастрофических цифр нет, потому что все-таки у нас немного другие структура формирования бюджетов, их объем и стоимость. Мы ожидали, наоборот, определенного притока рекламодателей, не потянувших высокие цены эфирного ТВ. Мы с интересом наблюдаем, что пришли новые компании, которых не было раньше, но ушли те, кто столкнулся с отраслевыми проблемами. По сути, произошло замещение. Но, по моему мнению, замещение прошло в небольшом плюсе для нас. Поэтому отрасль не ощущает каких-то серьезных последствий кризиса.

— Кто из новых рекламодателей пришел на каналы NBC Universal?

— Мы рады приходу Nokia. У нас есть канал, нацеленный на молодежную аудиторию SCI FI. Его аудитория интересуется Интернетом и высокими технологиями. Поэтому такой канал очень интересен и для мобильных операторов, что мы и наблюдаем в последнее время.

— Каналы развиваются по-разному в нашей стране и на Западе. Можно ли выделить специфику российского телесмотрения?

— Мы специально изучали подобный вопрос. Каких-то очень заметных отличий мы не нашли. С точки зрения социального, гендерного и возрастного разделения наши зрители примерно одинаковы. Тем не менее могу отметить такую особенность: Россия находится в череде стран, где очень любят кино и домашние развлечения. Может быть, климат имеет к этому какое-то отношение.

— Сейчас активно развиваются новые форматы мобильного телевидения на экранах телефонов. Насколько интересен подобный сегмент NBC Universal?

— Мы, безусловно, следим за этим рынком и знаем, что уже несколько проектов находятся в стадии тестирования. Однако пока в России он находится в зачаточном состоянии. Пока даже не урегулирован частотный план для операторов мобильного телевещания. Как только мы увидим, что на коммерческих сетях что-то наконец появилось, безусловно, обсудим с владельцами мобильных сетей вопросы сотрудничества. Нам интересна любая среда распространения контента, которая является бизнесом, доставляет наши каналы до частного лица и генерирует прибыль.

СПРАВКА

Мераб Габуния
Работает гендиректором российского подразделения NBC Universal Global Networks с марта 2009 года. До прихода в NBC Universal Global Networks он занимал руководящие посты в дочерних компаниях АФК "Система": "МТУ Интел", "Комстар-Директ" и т.д.

Компания NBC Universal Global Networks является частью NBC Universal. Компания владеет такими телевизионными каналами, как SCI FI, 13th STREET, Studio Universal, Universal Channel, Steel, международными каналами Hallmark Channel, Movies 24 и Diva TV, а также долей совместного предприятия — каналом KidsCo.

В общей сложности аудитория этих каналов составляет 130 млн домов в Европе, на Ближнем Востоке, в Африке, Австралии, Латинской Америке и Азии. Владельцами NBC Universal являются General Electric (80%) и Vivendi (20%).