реклама
Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

За рубежом


Январь на телевидении — это такой перевалочный месяц, когда на телеканалах в основном идут повторы. Впрочем, на фоне повторов в январе, разумеется, были и премьеры, прежде всего сериальные. "Первый канал" запустил сразу два сериала: в 19.00 "Жаркий лед" и 20.30 "Широка река".

В 19.00 вслед за "Татьяниным днем", "Принцессой цирка" и "Монтекристо" вновь стартовало "длинное мыло". Главные герои — фигуристы, и снимаются тут не только профессиональные актеры, но и сами спортсмены, хорошо знакомые зрителям, в том числе и по шоу "Ледниковый период" — Алексей Тихонов и Роман Костомаров. Но именно это шоу, похоже, как раз и не пошло сериалу на пользу — "Жаркий лед" на "Первом канале" явно передержали. Судя по тому, что в числе авторов идеи сериала числится и Илья Авербух, он же продюсер "Ледникового периода" и автор большинства номеров этого проекта, "Жаркий лед" снимали на волне суперуспеха первого сезона ледового шоу. Но с тех пор время шло, было еще два сезона, и популярность проекта несколько спала. К тому же "узкая специализация" сериала о страстях в мире фигурного катания интересна далеко не всем зрителям, даже из числа тех, кто готов поглощать сериалы в большом количестве. Средняя доля "Жаркого льда" в Москве 16-19%, что в основном ниже среднесуточных показателей "Первого канала". По стране доля чуть выше — 20-21%, но и это не те рейтинги, чтобы считаться успешными для "длинного" сериала в прайм-тайм.

Совсем другая история с сериалом "Широка река", который идет в 20.30. Судя по всему, эта мелодрама с вечными рецептами — любовь, измена, предательство, преступление, месть... — пришлась по сердцу большей части массовой зрительской аудитории. На прошлой неделе "Широка река" стал не только самым популярным сериалом, но и возглавил хит-парад всех телепроектов недели по стране. В сериале более 20 серий, и таким образом "Широка река" удачно закрыл "Первому каналу" прайм в течение целого месяца. Показатели все время растут: максимальный рейтинг на прошлой неделе по стране составил более 11% (это значит — сериал "Широка река" смотрел каждый десятый житель страны из числа тех, кто находится у телеэкрана), а доля приближалась к 30%.

Вторым по популярности сериалом стала премьера второй части ставшей четыре года назад легендарной "Кармелиты". Ее премьера на канале "Россия" также состоялась в январе, в традиционно самой востребованной на канале линейке раннего прайма — в 18.00. Именно в январе 2005 года с показа сдвоенной линейки сериалов "Кармелита" и "Исцеление любовью" на отечественном телевидении начался новый виток оглушительного успеха у массовой аудитории длинных "мыльных опер" российского либо украинского производства, что, в общем, сегодня мало кто различает. Тогда на телевизионном рынке эту сериальную связку не без иронии даже прозвали "колбасной фабрикой".

Тем не менее канал "Россия" тогда выстрелил в точку и смог получать заоблачные цифры: доли двух сериалов доходили до 50%, а то и выше. С тех пор аудитория, конечно, изменилась, и прежде всего ее количественный состав и социальный срез. И таких высоких показателей уже не получает ни один сериал. Более того, конкуренты, в том числе и на "Первом канале", стали пытаться искать свои рецепты (не всегда, кстати, успешные) показа длинных сериалов отечественного производства. За эти годы сериальное "мыло" в разных жанрах и форматах, с разной степенью качества и успешности, появилось везде, включая сетевые молодежные каналы СТС, ТНТ и РЕН ТВ. Так что канал "Россия" стал родоначальником "новой волны" сериалов количеством более ста серий, и вот уже четыре года с 18.00 до 20.00 их здесь постоянно активно смотрит целевая аудитория канала. Как правило, женщины, чаще пожилого возраста.

Так вот очередная премьера с полным названием "Кармелита. Цыганская страсть" стартовала в январе. Сначала динамика была не совсем ровная, но сейчас показатели стабильные. Правда, в Москве телезрители смотрят "Кармелиту..." достаточно вяло: здесь доля сериала не превышает 15-18%, зато в других городах страны, зрители, похоже, ждали продолжения сериала. Здесь средняя доля "Кармелиты..." составляет около 25-27% с рейтингом 8-9%.

Кроме того, уже на наступившей неделе к "Кармелите..." на канале "Россия" прибавится еще один сериал со странным для уха с точки зрения русского языка названием "Однажды будет любовь". Судя по массированному анонсированию, канал "Россия" возлагает на него и сериальную связку с "Кармелитой..." большие рейтинговые ожидания.

Андрей Малахов и "Золотой орел"

Прошлая неделя ознаменовалась сразу несколькими рейтинговыми показателями и необычными программными решениями. В январе неожиданно заметно выросли рейтинги ток-шоу Андрея Малахова "Пусть говорят", которое идет на "Первом" несколько лет со вторника по пятницу после 17.00. Последние две недели проект попадает в число пяти самых популярных проектов канала, что для самого формата и его времени выхода случай нечастый. Что именно послужило толчком к внезапному росту рейтингов этого ток-шоу, сказать трудно. Каких-то радикальных изменений в программе не было, но "Пусть говорят" остается ровным, верным себе с точки зрения заданного формата. Несмотря на справедливые в большинстве случаев возмущения, ток-шоу не стали смотреть меньше. А в январе процент зрителей даже подрос. В течение одной недели в "Пусть говорят", к примеру, можно было наблюдать, как в студии таскали друг друга за волосы приглашенные героини, падали в обморок перед мужем-многоженцем сразу несколько его жен или спорили про то, почему до сих пор не перезахоронили Ленина, а Сталина в одной из церквей причислили к лику святых. Это, кстати, еще вполне мирные темы этого ток-шоу. До сих пор вызывает изумление и даже восхищение, каким образом ведущий Андрей Малахов, столько лет профессионально работающий с этим огромным потоком аномальных тем и чаще всего неадекватных людей, умудряется сохранять душевное спокойствие и иммунитет, помогающий избежать регулярных посещений психиатра.

В субботнем прайм-тайме случилось еще одно не совсем обычное противостояние. "Первый канал" по меркам нынешнего времени пошел на достаточно смелый эксперимент с точки зрения вкусов и привычек массовой аудитории. В самый разгар вечера, в 20.20, здесь поставили телеверсию юбилейного концерта легендарной Татьяны Шмыги, который накануне звезда оперетты праздновала в своем театре. Как правило, такие концерты в лучшем случае сейчас показывают на канале "Культура", потому что согласно отраженным в рейтингах интересам нынешнего среднестатистического зрителя, и имя Шмыги, и жанр оперетты вряд ли соберут большую аудиторию. То, что на "Первом" все-таки рискнули и пошли на этот шаг, поставив в субботу, в разгар прайм-тайма, когда принято ставить либо очень популярные фильмы, либо развлекательные форматы, концерт из Театра оперетты, уже само по себе смело. Впрочем, рейтингов, как и следовало ожидать, бенефис Татьяны Шмыги не собрал. Этот очень оперативный по меркам телевизионных версий концерт из Театра оперетты получил провальные цифры, особенно с учетом выходного дня: доля и в Москве и по стране в целом составила всего 11,4%. Правда, от этого концерт Татьяны Шмыги не стал менее ярким событием.

Пока на "Первом канале" шел концерт Шмыги, подавляющая часть зрителей (почти в три раза больше, чем аудитория юбилейного вечера певицы!) была на канале "Россия", где шли сразу две части художественного фильма "Леший" и "Леший-2". Причем эту мелодраму с брутальным Александром Дьяченко в главной роли показывают далеко не первый раз, и все время у нее высокие рейтинги. И в этот раз первую часть мелодрамы по стране смотрело 22%, а "Леший-2" (именно такое название в программе) уже почти 33% аудитории с рейтингом 11,1%. Это, кстати, самый высокий показатель телевизионной аудитории за всю неделю. Поэтому между концертом Татьяны Шмыги и "Лешим" массовая аудитория выбрала последнего. Стоит сказать, что показ типовых, как правило, малобюджетных отечественных фильмов, на которых канал "Россия" уже два сезона строит прайм-тайм субботы и воскресенья, судя по рейтингам, по-прежнему продолжает приносить каналу успех. Даже в повторах.

На минувшей неделе канал "Россия" отличился еще одним программным решением. В пятницу канал транслировал кинематографическую премию "Золотой орел". Эфир начался почти в полночь, а закончился около трех часов ночи. Все время, пока шла трансляция, на телеэкране висела плашка с титром "прямая трансляция". Смотрелась она диковато и бессмысленно, поскольку любому зрителю понятно, что вручение этой премии, проходившей на "Мосфильме", в реальности никак не могло идти глубокой ночью. Тем более что и сам канал "Россия", и другие каналы еще около 20.00 рассказывали в своем эфире о промежуточных итогах "Золотого орла". Корреспондент "Ъ" поинтересовался на канале "Россия", какова была мотивация и логика упоминания псевдопрямого эфира во время трансляции. Ведь отсутствие плашки с якобы "прямым эфиром" мало бы что меняло как в самой трансляции, так и в смысле тех премий, которые вручались на церемонии. Представленная каналом версия для "Ъ" была такой: во-первых, в стране много часовых поясов, и для каких-то регионов трансляция была фактически прямой (нетрудно посчитать, кстати, во сколько ее смотрели зрители Владивостока, если вообще смотрели). А главное, на канале сказали, что в так называемом "хоккейном варианте" (это когда трансляции выходит в эфир с задержкой от реального времени на час-полтора, ну все-таки не на три) они показали церемонию "Золотого орла" без каких-либо купюр, ничего не вырезав. Получается, что выбор для зрителей был не богат: хочешь смотреть все как было, тогда, пожалуйста, глубокой ночью и с мнимым эффектом "прямого эфира". А если хочешь в более раннее время, то тогда никто не гарантирует, что перед эфиром над трансляцией канал не поработает цензурными ножницами.

Телерейтинги в России


Самые популярные программы недели основных российских каналов

Место в рейтинге (предыдущая неделя) Название проекта (дата эфира) Рейтинг (%) Доля (%)

"Первый канал"
1 (2) Сериал "Широка река" (22.01) 11.5 28.9
2 (1) "Время" (19.01) 11.2 27.2
3 (—) Сериал "Жаркий лед" (23.01) 8.5 22
4 (—) Игра "Кто хочет стать миллионером?" (24.01) 8.4 24.8
5 (—) "Пусть говорят". Ток-шоу Андрея Малахова (20.01) 8.3 25.7

"Россия"
1 (—) "Леший-2". Художественный фильм (24.01) 11.1 32.9
2 (—) "Леший". Художественный фильм (24.01) 9.9 23.5
3 (4) Сериал "Кармелита. Цыганская страсть" (22.01) 9.7 27.5
4 (3) "Аншлагу 20 лет" (23.01) 9.4 25.9
5 (—) "Спасибо за любовь". Художественный фильм (25.01) 9.3 25.2

НТВ
1 (3) Сериал "Паутина-2" (20.01) 8.4 20.9
2 (4) "Чистосердечное признание" (25.01) 8.2 19.7
3 (—) "Чрезвычайное происшествие". Обзор за неделю (25.
01) 7.6 18
4 (1) "Программа "Максимум"" (24.01) 7.2 18.4
5 (2) "Русские сенсации". "Бомонд по матери" (24.01) 7.1 16.9

СТС
1 (—) "Последний легион". Художественный фильм (24.01) 3.1 7.6
2 (—) "Обнаженное оружие". Художественный фильм (25.01) 3.1 7.3
3 (1) "Шесть кадров" (24.01) 2.8 7
4 (3) Сериал "Моя прекрасная няня" (19.01) 2.6 7
5 (—) "Американский ниндзя". Художественный фильм (19.
01) 2.6 6.6

ТНТ
1 (1) "Наша Russia" (25.01) 4.7 11.2
2 (2) "Дом-2" (20.11) 3.8 9.2
3 (3) "Комеди Клаб" (24.01) 3.7 9.4
4 (5) Сериал "Универ" (22.01) 3.1 7.9
5 (—) Сериал "Счастливы вместе". Лучшее (22.01) 3 7.7

РЕН ТВ
1 (—) "Антикризисный концерт Михаила Задорнова" (24.01) 3.8 9.4
2 (2) Сериал "Боец" (23.01) 3.1 8.2
3 (—) "В час пик" (25.01) 2.7 7.7
4 (—) "Секретные истории" (22.01) 2.2 6.2
5 (3) "Неделя с Марианной Максимовской" (24.01) 2.1 5.8

Аудитория: россияне старше 18 лет. Данные представлены TNS Russia специально для "Ъ".

В статье указано МИНСКОЕ ВРЕМЯ.

Арина Ъ-Бородина
Нужные услуги в нужный момент
-20%
-50%
-52%
-50%
-20%
-50%
-30%
-10%
-10%
-15%
-20%