Выберите канал

Выберите канал

Популярные
Кино
Спорт
Познавательные
Развлекательные
Детские
Музыка и мода
Новостные
Белорусcкие
Российские
Каналы МТИС
Каналы "Космос ТВ"
Каналы ZALA
Каналы "Телесеть"
Каналы "Аксиома-Сервис"
Каналы "НТВ Плюс"
Каналы "Триколор ТВ"

Подписки

Новости
Беларусь
За рубежом
Кино
Техника
Коммуникации
Спорт на ТВ
Спутниковые новости

Афиша Беларуси
Форумы по теме
реклама
реклама
реклама
реклама

За рубежом


В 2009 году минимальные ставки авторских отчислений, которые теле- и радиокомпании платили композиторам и авторам текстов произведений, могут вырасти вдвое. Как стало известно "Ъ", Минкультуры подготовило проект постановления правительства РФ, повышающий отчисления компаний до 2% от дохода вещателя. Участники радиорынка попросят правительство скорректировать проект: рекламные доходы московских станций в этом году упали на 12% и увеличение размера авторских отчислений съест до 60% чистой прибыли станций в регионах.

Проект постановления "О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства" предусматривает ставки авторских отчислений за музыкальные произведения на уровне 1-2% ото всех доходов телекомпаний и радиостанций, рассказала "Ъ" замминистра культуры Екатерина Чуковская. О документе знает замминистра связи и массовых коммуникаций Александр Жаров. По словам госпожи Чуковской, "проект одобрен Минэкономразвития и Минфином и находится на рассмотрении в правительстве". По данным Российского авторского общества (РАО), ежегодные сборы авторских отчислений теле- и радиовещателей составляют 300-400 млн руб., из которых 100 млн руб. платили радиостанции. Если правительство одобрит проект, объем отчислений может вырасти вдвое: до сих пор компании ориентировались на постановление N 218 от 1994 года, по которому минимальные ставки составляли 1%.

"Минимальная ставка составляла 1%, но реальный уровень устанавливался в ходе переговоров с РАО. Фактически по договоренности с РАО наши радиостанции платили около 3%, в год это выходило более $1 млн",— рассказывает гендиректор "Русской медиагруппы" (РМГ) Сергей Кожевников. При увеличении минимальной ставки до 2% фактически платежи могут возрасти до 4-5%, опасаются участники радиорынка. Ассоциация коммуникационных агентств России оценила объем рекламы на российском ТВ в 2007 году в 112,5 млрд руб., с учетом того что отчисления телевещателей правообладателям оцениваются в 200-300 млн руб., получается, что телеканалы потратили на них 1,7-2,6% рекламных доходов.

Повышение ставки не устраивает прежде всего радиовещателей. Хотя объем авторских отчислений и составляет у них всего 100 млн руб., для станций это существенно — на долю радио приходится 5,5% объема рекламного рынка. Телекомпании, которые платят всего в два-три раза больше, собирают более 50% рекламных денег. "У нас 20% доходов (выручка компании в 2007 году составила $62 млн.— "Ъ") приходится на продажу франшизы, спонсорские проекты, концертную деятельность, к которой авторы песен не имеют никакого отношения,— говорит Сергей Кожевников из РМГ.— Поэтому мы считаем, что базой для установления минимальной ставки должны быть не все доходы компаний, а только рекламные сборы". С начала этого года региональный радиорынок замедляет темпы роста — они сократились с 30-33% в 2007-м до 11% в первом полугодии этого года, а объем московского рынка падает. По данным экспертного совета при Национальной академии телерадиовещателей, в третьем квартале продажи в Москве упали на 12%.

"При рентабельности радио в 20%, например, для региональных станций, увеличение ставки до 2% съедает до 60% чистой прибыли,— говорит господин Кожевников.— Раньше платили до 3% своего оборота, теперь с учетом отчислений владельцам смежных прав (исполнителям произведений и фонографическим компаниям— "Ъ") реальная ставка вырастет до 6%". Завкафедрой интеллектуальной собственности ЮНЕСКО Михаил Федотов поясняет, что вещатель и получатель отчислений по смежным правам должны ориентироваться на минимальную ставку авторского вознаграждения.

Радиовещатели рассчитывают снизить размер минимальных отчислений. Они договорились с РАО о ставке отчислений по авторским и смежным правам в 3,4% от рекламных доходов компаний, рассказал "Ъ" президент Российской академии радио Александр Варин. "Сейчас мы направили предложения в правительство",— подтвердил гендиректор РАО Сергей Федотов. "Мы знаем об этих переговорах, но официальных писем не получали",— говорит Екатерина Чуковская из Минкультуры.

Телеканалы согласованной позиции по проекту постановления пока не выработали. По словам советника президента Национальной академии телерадиовещателей Владимира Лившица, "сейчас РАО ведет переговоры с "Первым каналом" и ВГТРК". В ВГТРК и на "Первом" вчера не комментировали проект.

Ольга Ъ-Гончарова - Kommersant.Ru