Выберите канал

Выберите канал

Популярные
Кино
Спорт
Познавательные
Развлекательные
Детские
Музыка и мода
Новостные
Белорусcкие
Российские
Каналы МТИС
Каналы "Космос ТВ"
Каналы ZALA
Каналы "Телесеть"
Каналы "Аксиома-Сервис"
Каналы "НТВ Плюс"
Каналы "Триколор ТВ"

Подписки

Новости
Беларусь
За рубежом
Кино
Техника
Коммуникации
Спорт на ТВ
Спутниковые новости

Афиша Беларуси
Форумы по теме
реклама
реклама

За рубежом


23 февраля на главных федеральных каналах — "Первом", "России" и НТВ сетка традиционно наполнена разными патриотическими фильмами, непременно посвященными либо теме войны, либо армии или людям в погонах. Тем более что за последние лет десять в таких фильмах и сериалах разных мастей на нашем телевидении нет недостатка. Более того, российские зрители, как правило, старшего возраста на военные фильмы всегда реагировали очень положительно, и их рейтинговые показатели всегда были высокими.

Примечательно, что день 23 февраля, как только он стал выходным, был особенно успешным для "Первого канала". Как правило, в этот день он с большим перевесом опережал конкурентов. В частности, в прошлом году "Первый" смотрело 30% телевизионной аудитории, что вдвое больше, чем у "России" (16%) и НТВ (всего 12%).

В этот раз все было совсем не так. Во-первых, зрители в принципе несильно жаловали патриотическую тематику и проекты, выходившие 23 февраля, смотрели гораздо меньше, чем, скажем, другие разножанровые фильмы, специально приуроченные телеканалами к выходным дням 24 и 25 февраля. Более того, молодая аудитория опять-таки в отличие от прошлого года, судя по рейтингам, фактически игнорировала в телеэфире День защитника Отечества. Хотя в прошлом году среди телезрителей того же "Первого" было немало молодежи.

По предварительным данным, доля "Первого канала" по стране 23 февраля составила всего 17% (почти вдвое меньше, чем в 2007 году). Разумеется, с такими показателями канал не стал лидером дня. Его обошел канал "Россия". У него доля за день 19,5%, у НТВ третье место — 13,1%. Но вне зависимости от показателей видно, что в целом 23 февраля зрителей у телевизора было не так много, как раньше. Если еще с утра под настроение мужского праздника все дружно посмотрели на "Первом" любимый несколькими поколениями фильм "Офицеры" с Георгием Юматовым, Василием Лановым и Алиной Покровской (доля фильма около 25%), а потом остались еще и на современный сериал о войне "Сильнее огня" (доля около 26%), то уже днем аудитория как-то резко стала сокращаться. Видимо, люди предпочли телевизору другой досуг.

Не замеченными зрителями (судя по рейтингам) остался повтор одного из самых ярких телевизионных проектов последних лет о войне — 10-серийного сериала "Курсанты". Его в режиме нон-стоп с 10.30 до 19.00 показывал канал "Россия", и доля "Курсантов" в среднем была 17-18%. Полное фиаско потерпел повтор мини-сериала "Ленинград", увенчанного сразу несколькими премиями ТЭФИ. Ровно год назад этот телепроект собрал рекордный рейтинг у зрителей — долю в среднем 35% при рейтинге 14-15%. Четыре серии "Ленинграда" на "Первом" шли в самый прайм-тайм 23 февраля, с 19.20 до 23.40, с перерывом на программу "Время". И его доля оказалась катастрофически низкой не только для праздничного эфира, но и для "Первого канала" вообще — всего 12-14%. И казалось бы, "Первый" угадал с тематикой — тема блокадного Ленинграда соответствовала сути праздника защитников Отечества — и при прежних повторах этот фильм собирал высокие показатели. Но вот в этот раз аудитория "Ленинград" смотреть категорически не захотела. Большая часть зрителей, пока в эфире показывали сериал, ушла на "Россию" досматривать премьеру фильма "Ноль-седьмой меняет курс" (доля 24,8%) и концерт, посвященный 23 февраля (здесь доля 25,6%). Другая часть аудитории была на НТВ, где шла "Программа "Максимум"" (доля программы 19,5%). Из-за праздника она вышла в нетрадиционное для себя время, но почти не изменила собственной концепции даже в День защитника Отечества.

О фильме "Ноль-седьмой меняет курс" стоит сказать отдельно. Сюжет приключенческого, плотно сбитого для своего жанра боевика, конечно, вполне типовой: наши изобрели чудо-истребитель, и во время его испытаний, которые вроде бы проводятся вместе с американцами, его выслеживают и хотят увести неведомые транснациональные бандиты, которые стремятся этот истребитель заполучить, чтобы потом продать за немалые, разумеется, деньги. Не стоило и сомневаться, что военная смекалка наших военных летчиков, да еще замешенная на любви к женщине, помогла спасти государственную тайну и от врагов-империалистов, и от продажных бандитов. Но есть в этом фильме одна деталь, все же поражающая воображение. Пожалуй, впервые в отечественном фильме последних лет одним из реальных героев боевика является президент страны. Причем не какой-то мифический или абстрактный глава государства, как правило, в подобных сюжетах остающийся за кадром. А самый настоящий, даже по внешнему сходству и стилистике общения напоминающий Владимира Путина (президента играет Владимир Меньшов). Соблюден и антураж, который в сознании зрителей должен ассоциироваться с главой государства. Президент в исполнении Меньшова работает в Кремле, стоит на ступеньках кремлевского корпуса, его сопровождает соответствующий кортеж охраны, присутствуют и другие атрибуты президентской власти. Разве что средства связи и мобильный телефон какие-то скромные, но ведь мало кто знает, каким они бывают у президента на самом деле. Только вот именовать президента Владимиром Владимировичем создатели фильма "Ноль-седьмой меняет курс" все-таки не решились. И весь фильм все участники, в том числе и опекаемые президентом по-отечески летчики-герои, именуют его не иначе как товарищ верховный главнокомандующий. Для баланса в этом фильме показали и американского президента. Правда, на сходство с Джорджем Бушем он почти не претендует (его играет Борис Клюев). В общем, можно сказать, что в фильме "Ноль-седьмой меняет курс" найден новый способ художественного воплощения образа Владимира Путина.

И хотя зрители этот фильм смотрели активно, лидером трех праздничных дней он не стал. 24 и 25 февраля аудитория разместилась у телеэкранов гораздо масштабнее, чем в День защитника Отечества. Так, 24 февраля в прайм канал "Россия" показал российским зрителям премьеру фильма Сергея Бодрова-старшего "Монгол". Как известно, фильм был в числе номинантов американской премии "Оскар" (телепремьера состоялась как раз накануне вручения). Доля фильма по стране была очень высокой — 28,4% c рейтингом 12,3%. "Монгол" с заметным отрывом обошел премьеру фильма "Первого канала" "Я остаюсь" с покойным Андреем Краско в главной роли (доля 16,1%).

Вновь активно смотрели зрители 25 февраля приключенческий фильм "Охота на пиранью" на канале "Россия" (доля 23,8% и рейтинг 10,5%, что для многократного повтора успешный результат). Отсвет зрительской популярности фильма пал даже на "Вести недели", которые шли в перерыве между частями "Охоты на пиранью", поэтому показатели программы Андрея Кондрашова были заметно выше обычного: доля 17,6% и рейтинг 8,1%. Правда, как только "Вести недели" закончились и продолжился фильм, доля "России" вновь заметно выросла, почти до 24%. Что и понятно: смотреть боевик куда интереснее, чем официоз госканала.

Таким же образом, как и Андрею Кондрашову, повезло и его коллеге с другого государственного телеканала — Петру Толстому. Его программа "Воскресное "Время"" (доля 24,1% и рейтинг 11,4%) тоже в лидерах канала за неделю и за 25 февраля в частности. И здесь заслуга тоже не в том, что зрители неожиданно стали падки на пропагандистскую стилистику итоговой программы "Первого", просто она шла в перерыве между двумя сериями премьеры мелодраматической саги "И все-таки я люблю...". Показ сериала растянется почти на месяц: действие сюжета развивается с 1970-х годов и до наших дней. "И все-таки я люблю..." стал главным проектом всей недели и трех праздничных дней: его 25 февраля смотрело подавляющее количество зрителей — около трети аудитории (доля по стране около 31% с очень высоким рейтингом 14%).

Неожиданно сложилось программирование 23 февраля на сетевых каналах. Здесь патриотические мотивы в эфире найти было почти невозможно. Хотя в прошлом году в сетках и на РЕН ТВ, и на ТНТ мелькали разные военно-армейские фильмы (СТС тогда не стал учитывать в своем программировании День защитника Отечества). А на РЕН ТВ в 2007-м вообще 23 февраля в течение всего дня показывали аж 16 серий популярного сериала "Солдаты". На этот раз РЕН ТВ поставил в эфир пару фильмов, соответствующих тематике праздника,— повтор фильма "Война" Алексея Балабанова и еще премьеру отечественной драмы "После жизни" о судьбе бывшего снайпера, ветерана двух чеченских войн, ставшего киллером (!). Но один фильм шел в дневном эфире, другой — поздним вечером, и особого успеха у зрителей они не имели. Зато 25 февраля канал РЕН ТВ устроил спецпрограммирование, назвав это днем фантастических историй, и угадал. Аудитория канала с большим удовольствием поглощала в режиме нон-стоп все эти "истории" (тут и о вещих снах и гаданиях, и о проклятиях и параллельных мирах, и даже о сверхчеловеческой расе), иногда показатели формата были в два, а то и в три раза выше средних показателей РЕН ТВ.

Но еще оригинальнее подошел к выходным дням канал ТНТ. Он и раньше в своем эфире устраивал специальное программирование. Например, показывал на майские праздники целый день "Дом-2" или на Новый год выпуски "Комеди клаб". И рейтинги всегда были высокими. На этот раз ТНТ (и тоже не впервые) показывал 23 февраля с 10.00 до 21.00 шоу "Битва экстрасенсов". У молодежи от 18 до 30 лет рейтинги канала били рекорды, обойдя и "Россию", и "Первый". Да и взрослые зрители смотрели этот проект охотно: доля ТНТ у аудитории старше 18 лет составила более 9% (для сравнения: у НТВ в этот день 13,1%). Если учесть, что в этом году патриотически настроенных телезрителей было гораздо меньше обычного, то идею приравнивания экстрасенсов к числу защитников Отечества в будущем могут взять на вооружение и другие телеканалы.



Арина Ъ-Бородина