реклама
Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

За рубежом


23 февраля на главных федеральных каналах — "Первом", "России" и НТВ сетка традиционно наполнена разными патриотическими фильмами, непременно посвященными либо теме войны, либо армии или людям в погонах. Тем более что за последние лет десять в таких фильмах и сериалах разных мастей на нашем телевидении нет недостатка. Более того, российские зрители, как правило, старшего возраста на военные фильмы всегда реагировали очень положительно, и их рейтинговые показатели всегда были высокими.

Примечательно, что день 23 февраля, как только он стал выходным, был особенно успешным для "Первого канала". Как правило, в этот день он с большим перевесом опережал конкурентов. В частности, в прошлом году "Первый" смотрело 30% телевизионной аудитории, что вдвое больше, чем у "России" (16%) и НТВ (всего 12%).

В этот раз все было совсем не так. Во-первых, зрители в принципе несильно жаловали патриотическую тематику и проекты, выходившие 23 февраля, смотрели гораздо меньше, чем, скажем, другие разножанровые фильмы, специально приуроченные телеканалами к выходным дням 24 и 25 февраля. Более того, молодая аудитория опять-таки в отличие от прошлого года, судя по рейтингам, фактически игнорировала в телеэфире День защитника Отечества. Хотя в прошлом году среди телезрителей того же "Первого" было немало молодежи.

По предварительным данным, доля "Первого канала" по стране 23 февраля составила всего 17% (почти вдвое меньше, чем в 2007 году). Разумеется, с такими показателями канал не стал лидером дня. Его обошел канал "Россия". У него доля за день 19,5%, у НТВ третье место — 13,1%. Но вне зависимости от показателей видно, что в целом 23 февраля зрителей у телевизора было не так много, как раньше. Если еще с утра под настроение мужского праздника все дружно посмотрели на "Первом" любимый несколькими поколениями фильм "Офицеры" с Георгием Юматовым, Василием Лановым и Алиной Покровской (доля фильма около 25%), а потом остались еще и на современный сериал о войне "Сильнее огня" (доля около 26%), то уже днем аудитория как-то резко стала сокращаться. Видимо, люди предпочли телевизору другой досуг.

Не замеченными зрителями (судя по рейтингам) остался повтор одного из самых ярких телевизионных проектов последних лет о войне — 10-серийного сериала "Курсанты". Его в режиме нон-стоп с 10.30 до 19.00 показывал канал "Россия", и доля "Курсантов" в среднем была 17-18%. Полное фиаско потерпел повтор мини-сериала "Ленинград", увенчанного сразу несколькими премиями ТЭФИ. Ровно год назад этот телепроект собрал рекордный рейтинг у зрителей — долю в среднем 35% при рейтинге 14-15%. Четыре серии "Ленинграда" на "Первом" шли в самый прайм-тайм 23 февраля, с 19.20 до 23.40, с перерывом на программу "Время". И его доля оказалась катастрофически низкой не только для праздничного эфира, но и для "Первого канала" вообще — всего 12-14%. И казалось бы, "Первый" угадал с тематикой — тема блокадного Ленинграда соответствовала сути праздника защитников Отечества — и при прежних повторах этот фильм собирал высокие показатели. Но вот в этот раз аудитория "Ленинград" смотреть категорически не захотела. Большая часть зрителей, пока в эфире показывали сериал, ушла на "Россию" досматривать премьеру фильма "Ноль-седьмой меняет курс" (доля 24,8%) и концерт, посвященный 23 февраля (здесь доля 25,6%). Другая часть аудитории была на НТВ, где шла "Программа "Максимум"" (доля программы 19,5%). Из-за праздника она вышла в нетрадиционное для себя время, но почти не изменила собственной концепции даже в День защитника Отечества.

О фильме "Ноль-седьмой меняет курс" стоит сказать отдельно. Сюжет приключенческого, плотно сбитого для своего жанра боевика, конечно, вполне типовой: наши изобрели чудо-истребитель, и во время его испытаний, которые вроде бы проводятся вместе с американцами, его выслеживают и хотят увести неведомые транснациональные бандиты, которые стремятся этот истребитель заполучить, чтобы потом продать за немалые, разумеется, деньги. Не стоило и сомневаться, что военная смекалка наших военных летчиков, да еще замешенная на любви к женщине, помогла спасти государственную тайну и от врагов-империалистов, и от продажных бандитов. Но есть в этом фильме одна деталь, все же поражающая воображение. Пожалуй, впервые в отечественном фильме последних лет одним из реальных героев боевика является президент страны. Причем не какой-то мифический или абстрактный глава государства, как правило, в подобных сюжетах остающийся за кадром. А самый настоящий, даже по внешнему сходству и стилистике общения напоминающий Владимира Путина (президента играет Владимир Меньшов). Соблюден и антураж, который в сознании зрителей должен ассоциироваться с главой государства. Президент в исполнении Меньшова работает в Кремле, стоит на ступеньках кремлевского корпуса, его сопровождает соответствующий кортеж охраны, присутствуют и другие атрибуты президентской власти. Разве что средства связи и мобильный телефон какие-то скромные, но ведь мало кто знает, каким они бывают у президента на самом деле. Только вот именовать президента Владимиром Владимировичем создатели фильма "Ноль-седьмой меняет курс" все-таки не решились. И весь фильм все участники, в том числе и опекаемые президентом по-отечески летчики-герои, именуют его не иначе как товарищ верховный главнокомандующий. Для баланса в этом фильме показали и американского президента. Правда, на сходство с Джорджем Бушем он почти не претендует (его играет Борис Клюев). В общем, можно сказать, что в фильме "Ноль-седьмой меняет курс" найден новый способ художественного воплощения образа Владимира Путина.

И хотя зрители этот фильм смотрели активно, лидером трех праздничных дней он не стал. 24 и 25 февраля аудитория разместилась у телеэкранов гораздо масштабнее, чем в День защитника Отечества. Так, 24 февраля в прайм канал "Россия" показал российским зрителям премьеру фильма Сергея Бодрова-старшего "Монгол". Как известно, фильм был в числе номинантов американской премии "Оскар" (телепремьера состоялась как раз накануне вручения). Доля фильма по стране была очень высокой — 28,4% c рейтингом 12,3%. "Монгол" с заметным отрывом обошел премьеру фильма "Первого канала" "Я остаюсь" с покойным Андреем Краско в главной роли (доля 16,1%).

Вновь активно смотрели зрители 25 февраля приключенческий фильм "Охота на пиранью" на канале "Россия" (доля 23,8% и рейтинг 10,5%, что для многократного повтора успешный результат). Отсвет зрительской популярности фильма пал даже на "Вести недели", которые шли в перерыве между частями "Охоты на пиранью", поэтому показатели программы Андрея Кондрашова были заметно выше обычного: доля 17,6% и рейтинг 8,1%. Правда, как только "Вести недели" закончились и продолжился фильм, доля "России" вновь заметно выросла, почти до 24%. Что и понятно: смотреть боевик куда интереснее, чем официоз госканала.

Таким же образом, как и Андрею Кондрашову, повезло и его коллеге с другого государственного телеканала — Петру Толстому. Его программа "Воскресное "Время"" (доля 24,1% и рейтинг 11,4%) тоже в лидерах канала за неделю и за 25 февраля в частности. И здесь заслуга тоже не в том, что зрители неожиданно стали падки на пропагандистскую стилистику итоговой программы "Первого", просто она шла в перерыве между двумя сериями премьеры мелодраматической саги "И все-таки я люблю...". Показ сериала растянется почти на месяц: действие сюжета развивается с 1970-х годов и до наших дней. "И все-таки я люблю..." стал главным проектом всей недели и трех праздничных дней: его 25 февраля смотрело подавляющее количество зрителей — около трети аудитории (доля по стране около 31% с очень высоким рейтингом 14%).

Неожиданно сложилось программирование 23 февраля на сетевых каналах. Здесь патриотические мотивы в эфире найти было почти невозможно. Хотя в прошлом году в сетках и на РЕН ТВ, и на ТНТ мелькали разные военно-армейские фильмы (СТС тогда не стал учитывать в своем программировании День защитника Отечества). А на РЕН ТВ в 2007-м вообще 23 февраля в течение всего дня показывали аж 16 серий популярного сериала "Солдаты". На этот раз РЕН ТВ поставил в эфир пару фильмов, соответствующих тематике праздника,— повтор фильма "Война" Алексея Балабанова и еще премьеру отечественной драмы "После жизни" о судьбе бывшего снайпера, ветерана двух чеченских войн, ставшего киллером (!). Но один фильм шел в дневном эфире, другой — поздним вечером, и особого успеха у зрителей они не имели. Зато 25 февраля канал РЕН ТВ устроил спецпрограммирование, назвав это днем фантастических историй, и угадал. Аудитория канала с большим удовольствием поглощала в режиме нон-стоп все эти "истории" (тут и о вещих снах и гаданиях, и о проклятиях и параллельных мирах, и даже о сверхчеловеческой расе), иногда показатели формата были в два, а то и в три раза выше средних показателей РЕН ТВ.

Но еще оригинальнее подошел к выходным дням канал ТНТ. Он и раньше в своем эфире устраивал специальное программирование. Например, показывал на майские праздники целый день "Дом-2" или на Новый год выпуски "Комеди клаб". И рейтинги всегда были высокими. На этот раз ТНТ (и тоже не впервые) показывал 23 февраля с 10.00 до 21.00 шоу "Битва экстрасенсов". У молодежи от 18 до 30 лет рейтинги канала били рекорды, обойдя и "Россию", и "Первый". Да и взрослые зрители смотрели этот проект охотно: доля ТНТ у аудитории старше 18 лет составила более 9% (для сравнения: у НТВ в этот день 13,1%). Если учесть, что в этом году патриотически настроенных телезрителей было гораздо меньше обычного, то идею приравнивания экстрасенсов к числу защитников Отечества в будущем могут взять на вооружение и другие телеканалы.



Арина Ъ-Бородина
Нужные услуги в нужный момент
-70%
-90%
-48%
-10%
-20%
-50%
-10%
-15%